Циник и романтик, философ и комик, гений и шут. Наконец, самый несерьезный из самых серьезных режиссеров Америки. На этой неделе Вуди Аллен отмечает 78-й день рождения. Чем не повод пересмотреть на выходных пару-тройку его фильмов? Выбор «ВД».
«Любовь и смерть» / 1975 год
Особо ретивых поклонников русской классической литературы и патриотов с проблемным чувством юмора лучше убрать подальше от экрана — в одном из самых смешных своих фильмов Вуди Аллен лихо проходится лаковыми сапогами по России. Вернее, по штампам о «загадочной русской душе», которые глубоко засели в головах перечитавших Толстого и Достоевского западных интеллектуалов и массового зрителя, чьим ликбезом периодически занимается Голливуд. Тут тебе и небо Аустерлица, и гигантские блины, и бородатые мужики, и, конечно же, полные деепричастий, пафоса и бессмыслицы диалоги «о высоком». «Соня, вы боитесь смерти?» — спрашивает герой Вуди Аллена Борис бледную Дайан Китон. «Боюсь» — слишком сильное слово, - отвечает, вздыхая, та. - Она меня пугает». «Интересный нюанс», - не менее глубокомысленно замечает Аллен. Кажется, один из лучших образцов жанра «интеллектуальная комедия» не только в творчестве режиссера, но и в истории кинематографа в целом.
«Пурпурная роза Каира» / 1985 год
«Оскар», BAFTA, «Сезар», «Золотой глобус»...Перечисление наград, которые собрал этот фильм, и номинаций, где он фигурировал, может занять едва ли не больше времени, чем пересказ его сюжета, чьей движущей силой выступает вялая, постоянно роняющая тарелки официантка Сессиль. Наивная девушка с помощью ежевечерних походов в кино находит способ забыть о грубияне-муже, Великой депрессии и неприятностях на работе. Черно-белый фильм, где играет ее любимый актер, она смотрит несколько раз. Кумир это чудесным образом замечает, влюбляется в поклонницу сам и сходит с экрана. С точки зрения циника — история одного сумасшествия. Если же посмотреть на картину глазами искусствоведа или психолога — крайне занятная интерпретация темы подмены реальности. Сам Вуди Аллен относит «Розу» к числу своих самых любимых и удавшихся во всех отношениях работ.
«Матч-пойнт» / 2005 год
Крис Уолтон - бывший профессиональный спортсмен не самого благородного происхождения входит в жизнь благородного английского семейства. Сначала в качестве инструктора по теннису, затем - родственника. Насколько чисты его намерения, и на что он готов пойти, чтобы не лишиться костюмов от Ральфа Лорена и привычки ужинать в дорогих ресторанах? Самый длинный фильм в биографии Вуди Аллена — 124 минуты - первыми увидели избалованные хорошим кино Канны. В «Матч-пойнте» Вуди Аллен не только открывает для себя Скарлетт Йоханссон или поднимает волнующую его идею случайностей и их роли во Вселенной, но и снова подмигивает знатокам русской литературы. В самом начале фильма главный герой читает на ночь «Преступление и наказание», заставляя нас потом вспомнить еще одного великого русского писателя, рассуждавшего о роли ружья, что висит на стене в начале пьесы. На этом, впрочем, шутки заканчиваются. «Матч-пойнт» снят настолько в непривычном для режиссера жанре (криминальная драма), что не всякий пропустивший титры зритель сходу догадается, кто за ним стоит.
«Ты встретишь таинственного незнакомца» / 2011 год
Несколько месяцев из жизни одного вполне обычного лондонского семейства. У каждого свои проблемы, наблюдая за развитием которых можно поймать себя на ощущении, что подглядываешь за соседями в доме напротив. Этим, впрочем, и занимается один из героев картины - писатель-неудачник Рой Чаннинг, пока его жена мучается от неразделенной влюбленности к начальнику, а теща посещает гадалку. Вполне симпатичный, увлекательный и местами смешной фильм, идеально вписывающийся в формат любого приличного телеканала. У большинства фанатов «старого» Вуди Аллена — невротика, интеллектуала и циника - «Незнакомец» однако вызвал резкую реакцию отторжения. Режиссера обвиняли в окончательном уходе в мейнстрим и даже примитивизме. Между тем, картина эта несомненно заслуживает право на существование хотя бы благодаря Наоми Уоттс, Энтони Хопкинс, Антонио Бандерасу и другим участвующим в нем хорошим актерам.
«Римские приключения» / 2012 год
Смешная романтическая комедия, снятая в декорациях Вечного города. Каркасом ее служат четыре не пересекающихся друг с другом сюжетных линии, по сути - анекдоты. В первом рассказывается о провинциале, только что приехавшем в Рим со своей молодой женой. Второй — это воспоминания упитанного туриста-архитектора об ошибках молодости. Третий повествует о скучном обывателе, сделавшимся вдруг мега-популярным персонажем. И наконец в четвертую историю Вуди Аллен со свойственной ему иронией закидывает самого себя — в образе продюсера-неудачника, которому в первый раз в жизни удалось открыть настоящий талант. Перепрыгивая из одного сюжета в другой, режиссер кого-то заставит смеяться, другого смахнуть слезу, а третьего, быть может, в очередной раз задуматься, как у Аллена рождаются такие сюжеты - уж не подкидывают ли их во сне в эту почтенную седую голову развеселившиеся не на шутку Кафка, Гоголь и Феллини?