Обозреватели «ВД» окинули мысленным взором уходящий год и составили свои списки
очарований и разочарований.

Со знаком «+»

«ГРАВИТАЦИЯ»

Фильм стал технологической точкой невозврата в фан- тастическом кино про космос. После несовершенной по сюжету, но гениальной по исполнению игрушки Куарона можно либо снимать невесомость еще невесомее, либо привыкать к земле. Картина оправдывает существование 3D даже для тех, кто 3D не выносит в принципе.

«ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»

Up & Down. Итоги 2013. Источник: Up & Down. Итоги 2013. Автор: Up & Down. Итоги 2013

Лучшая роль Константина Хабенского и почтительный, но без разбивания лба поклон позднесоветской классике на тему «лишнего человека» — «Полетам во сне и на- яву» и «Отпуску в сентябре». Снимайся в год хотя бы по пять-шесть таких как бы необязательных, но западающих в душу картин о жизни за окошком — и о возрождении русского кино можно было бы говорить уверенно.

Со знаком «-»

ММКФ

Московский кинофестиваль и так-то принято ругать, но в этот раз на него и вовсе без слез стыда было не взглянуть. Главный приз — проходной турецкой «Части- це». Фильм закрытия — перемонтированная французская телепостановка «Распутин», уже отсмотренная неленивы- ми в Сети.

ФЕДОР БОНДАРЧУК

Федор Сергеевич — прекрасный актер, которому в телеви- зоре удается одним движением брови изобразить творца, который сейчас поднатужится и наконец ка-а-а-ак снимет что-нибудь этакое. А потом мы получаем «Сталинград», где ходят в атаку пылающие, как в голливудских трэш- боевиках, люди и идет огонь по всему святому — от русской истории и прозы Гроссмана до собственно Библии.


250 МЛН РУБЛЕЙ СОБРАЛ «СТАЛИНГРАД», ПОБИВ РЕКОРД КАССОВЫХ СБОРОВ ЗА ПЕРВЫЙ УИКЭНД


Со знаком «+»

«ГОГОЛЬЦЕНТР»

Меньше чем за год из лежавшего в руинах Театра имени Гоголя возник модный и жизнеспособный «Гоголь-центр», где с утра до ночи тусуется молодежь, работают отличное кафе и книжный магазин, проходят музыкальные кон- церты, показывают кино, а главное — сформировалась интересная афиша. Показательно, что два спектакля из репертуара — «Братья» Алексея Мизгирева и «Сон в лет- нюю ночь» самого Серебренникова — уже номинированы на «Золотую маску». Специально для ярых противников Серебренникова сообщаем: некоторые из тех, кто отча- янно протестовал против нового худрука, теперь успешно играют в его спектаклях. Что и требовалось доказать.

«КАРАМАЗОВЫ»

Прорыв года случился у Константина Богомолова. К этому шло уже в «Идеальном муже» — злой, яркой пародии на наше время. Внешне аполитичные, поставленные близко к тексту романа Достоевского «Карамазовы» стали потрясением куда более сильным. Не хочется впа- дать в пафос, но, похоже, на сегодня это и есть главный спектакль о нашем времени. Еще одна заслуга Богомоло- ва — потрясающий актерский ансамбль во главе с Игорем Миркурбановым, которого Богомолов вернул на сцену из кино. Отдельный совет православным активистам, являвшимся в МХТ на спектакль Богомолова: не мелочи- тесь, требуя отставки Табакова, — требуйте сразу запрета Достоевского.

Со знаком «-»

СИТУАЦИЯ ВОКРУГ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ

Собственно, «Таганку», созданную в 1964-м титаническими усилиями Юрия Любимова, надо было закрыть в тот самый день, когда худрук и основатель покинул свой театр. Но мо- мент был упущен. Омерзение (иначе не скажешь) вызывает то, как часть труппы реагирует на приход «Группы юбилейно- го года», пытающейся воплощать проекты, анализирующие феномен режиссуры Любимова. Суть конфликта ясна: дайте нам играть наши чудовищные спектакли под легендарной вывеской и получать за это зарплату. Того же, собственно, хотят многие театральные деятели, на словах отстаивающие русский репертуарный театр, а на деле — хотя и ветхие, но приносящие некую финансовую пользу театральные дома.

Со знаком «+»

ФЕСТИВАЛЬ «CONTEXT. ДИАНА ВИШНЕВА»

Up & Down. Итоги 2013. Источник: Up & Down. Итоги 2013. Автор: Up & Down. Итоги 2013

Лет двадцать лучшие умы в наших широтах объясняют публике, что современная хореография — это, во-первых, красиво, во-вторых, прилично, в-третьих (главное), туда идут не отбросы балетного общес

тва, а его мыслящий слой. Тех, кто до сих пор не смог поверить, пригласила на свой фестиваль мировая суперзвезда — балерина Диана Вишнева. Среди коллег она выделяется светлой го- ловой и тройной работоспособностью, умением чувство- вать тренды и снайперски выбирать авторов. Если и она не уговорила, то вы безнадежны.

ВЕНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Событие равносильно главной астрономической ра- дости — параду планет. Полных четыре вечера само- го противного в Москве времени года, ноября, жизнь столицы скрашивал лучший в мире оркестр с лучшим в мире Бетховеном. Венцы играли все симфонии главного композитора-мыслителя. В результате Москва разрази- лась получасовыми овациями, а самые впечатлительные зрители неделю не могли прийти в себя от действительно волшебной силы искусства.

Со знаком «-»

НАПАДЕНИЕ НА ХУДРУКА БОЛЬШОГО БАЛЕТА СЕРГЕЯ ФИЛИНА

Событие из разряда невероятных, но реальных. Напо- минать не надо, сериал с судом над предполагаемыми злоумышленниками продолжается, и финал будет неско- ро. А самое быстрое и печальное последствие уже есть, и это здоровье не только экс-принца Большого, но и рус- ского балета в целом. Трудно рассчитывать на серьезное к себе отношение, если новости балета легко перемести- лись из разделов «искусство» в раздел «криминальная хроника».

УХОД ВАСИЛИЯ СИНАЙСКОГО

Рыба ищет где глубже, человек – где лучше. Но если у чело- века есть обязательства перед громадным коллективом и тысячами зрителей, ждущими главную оперную премьеру сезона, мотив должен быть крайне веским. Увы, публика его не узнала. А демарши музыкальных руководителей Большого театра тем временем становятся традицией. В этом ряду уход Александра Ведерникова (на гастролях), уход Мстислава Ростроповича (неделя до премьеры), уход Геннадия Рождственского (в период верстки планов).

Со знаком «+» Up & Down. Итоги 2013. Источник: Up & Down. Итоги 2013. Автор: Up & Down. Итоги 2013

МОЩНЫЕ СТАРИКИ

Дэвид Боуи, Пол Маккартни, Black Sabbat и все старички: 2013-й может войти в историю популярной музыки как «год камбэков». Началось с Боуи, который после десяти лет молчания поразил альбомом The Next Day. Далее понеслось: Black Sabbath, Пол Маккартни, Deep Purple, Стинг... В конце года тот же Боуи символично выпустил вдогонку к своему The Next Day бонус-диск.

ФЕСТИВАЛЬНОЕ ЛЕТО

Москву не удивить гастролями дорогих, модных и актуаль- ных западных артистов. Но в это лето атмосфера, кажется, совсем перегрелась, а Москва оказалась городом рези- новым: чуть ли не каждую неделю у нас проходили рок- фестивали с внушительным количеством зарубежных звезд.

Со знаком «-»

ЗАРАБОТКИ НА ЛЕГАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ В РУНЕТЕ

В двух словах: их не существует. Мы бы не коснулись этой темы, кабы не «казус Земфиры». Выпущенный в феврале альбом «Жить в твоей голове» почти сразу собрал 2 млн рублей. Сборы превысили все ранее существовавшие зара- ботки на два порядка: до того артисты по системе краудфан- динга собирали по две-три тысячи долларов. Казалось, для рекорд-бизнеса открылись перспективы в рунете, но интернет-заработков как не было, так и нет.

ШОУ «ГОЛОС»

Да, лидер развлекательных ТВ-программ. Да, трансляция второго сезона по рейтингу уступила только бою Кличко — Поветкин, то есть по сути никому. Да, такого триумфа жи- вой музыки «из ниоткуда» не было на ТВ никогда, но любимцев публики и просто достойных людей на «Голосе» неминуемо сливают: Севара Назархан, Андрей Давидян, Николай Тимохин... Остаются спорные кандидаты вроде «клиента» Димы Билана Андрея Цветкова.

Со знаком «+» Up & Down. Итоги 2013. Источник: Up & Down. Итоги 2013. Автор: Up & Down. Итоги 2013

ПРЕРАФАЭЛИТЫ В ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

Английских художников XIX столетия, выступивших против академической рутины, обвиняли в китчевости и дешевом эпатаже. Но сегодня их работы смотрятся как драгоцен- ные изделия высшей пробы. Только британцы могут быть настолько современными при сохранении всех традиций живописи. Экспозиция замечательно вписалась в инте- рьеры Пушкинского музея — тут и поклонение классике, и купеческая золотая роскошь.

МУЗЕИ КРЕМЛЯ

Среди всех московских музеев, которые закопались в скандалах и ремонтах, Кремль выделяется основатель- ностью выставок и серьезной научной работой. Здесь показали византийские ценности, на паритетных началах с британскими музеями представили выставку об англий- ских Тюдорах и шедевральную экспозицию о коронациях и венчаниях на царство. Близость к президенту, конечно, многое значит. Но интеллектуальный багаж тоже нужен.

Со знаком «-»

СКАНДАЛ В ПУШКИНСКОМ

Скоропостижная смена руководства в главном музее страны — ГМИИ им. А.С. Пушкина — наделала немало шума. Бессменный директор Ирина Антонова (отставку которой предрекали давно) была обижена сразу по двум статьям: сначала отбросили ее проект по созданию нового Музея западного искусства (из коллекций Щуки- на и Морозова), а потом отклонили всех ее кандидатов на директорский пост. В результате госпоже Антоновой пришлось соглашаться на кандидатуру Марины Лошак, не имевшей опыта музейного руководства. Долгие раз- борки в прессе не прибавили очков Пушкинскому. Сами собой «загнулись» как светское событие «Декабрьские вечера», а планы на 2014 год пока писаны вилами по воде. фото:

Со знаком «+»

ФЛИПБУКИ

Печатная книга не должна умереть, сохранить ее — наша задача, решили предприимчивые голландцы и изобрели легкие и удобные мини-книжечки, напечатанные на рисо- вой бумаге, — флипбуки. Разворот флипбука напоминает формат экрана ридера или планшета, весит он около 100 граммов, а его размер — 80 х 118 мм. Его удобно держать одной рукой, комфортно носить в кармане и стильно дарить близким. Пока в этом формате доступно около 20 книг, и все они выпущены издательством «Эксмо».

МОДА НА ИСТОРИЮ

Отрадная тенденция — 2013-й прошел под знаком повы- шенного интереса к российской истории. Быть Ивана- ми, не помнящими родства, стыдно, и недополученное в школе компенсируют такие масштабные проекты, как «Российская империя» Леонида Парфенова и «История Российского государства» Бориса Акунина. Никакой на- укообразности, все по делу, внятно и увлекательно.

Со знаком «-»

ВЕРА ПОЛОЗКОВА КАК «НАШЕ ВСЁ»

Русский поэт? Пушкин! Русская поэтесса? Вера Полоз- кова! Третий сборник Веро4ки «Осточерчение», более чем наполовину состоящий из старых стихов, всю весну входил в десятку продаж трех крупнейших московских книжных и был негласно признан главным поэтическим бестселлером года. Между тем активный пиар девушки автоматически закрывает дорогу к читателю поэтессам ничуть не менее талантливым, таким как Аля Кудряше- ва, Яшка Казанова, Вера Павлова, Мария Степанова.

ЛИТПРЕМИИ

Институт литературных премий приказал долго жить: их количество неуклонно растет с каждым годом, собирая вокруг себя герметичный круг лиц, которые распределя- ет награды среди своих. Круги, как мелкие феодальные княжества, между собой враждуют, строят козни, в ре- зультате чего в дураках оказываются и хорошие писа- тели, и умные читатели. Первым не до подковерных игр, вторым — не до назойливых рекомендаций купить книгу очередного дутого лауреата.


200 ПИСАТЕЛЕЙ ВЫСТУПИЛИ ПЕРЕД 200 ТЫС. ПОСЕТИТЕЛЕЙ ЯРМАРКИ NONFICTION, ПРОХОДИВШЕЙ В ДЕКАБРЕ В ДОМЕ ХУДОЖНИКА


Со знаком «+»

РЕСТОРАН ШЕФА

Шеф-повар Сергей Ерошенко открыл ресторан «Честная кухня» — заложил дом, влез в долги, но обошелся без инвесторов. Шеф-повар Дмитрий Зотов открыл паб «Крылышко и ножка», потратив все, что скопил на квар- тиру. Шеф-повар Алексей Ким вместе с друзьями сделал кулинарию «БубликShop». Пока что таких примеров мало, но скоро наверняка станет больше. Повара по- верят в свои силы, и у нас вместо десятков одинаковых рестораторских проектов появятся семейные ресторан- чики, каждый по-своему уникальный, как это бывает во всем цивилизованном мире.

ЛУЧШИЕ БАРЫ МИРА

Ежегодно в Лондоне собирается 150 судей из 40 стран, чтобы выбрать 50 лучших баров мира. Два года назад в нем впервые появился российский бар — City Space из «Swissotel Красные Холмы» занял 32-е место. А в этом году наших баров в мировом рейтинге сразу два: Chainaya. Tea & Cocktails на 28-м и Delicatessen на 50-м. Это невероятный успех.

Со знаком «-»

ФЕРМЕРСКИЕ ПРОДУКТЫ

Фермерство превратилось в рекламный трюк, который использует каждый второй московский ресторан и каж- дый первый супермаркет. В магазинах на этикетках так называемых фермерских продуктов несложно отыскать название завода, а в ресторанах официанты редко могут объяснить, какая ферма обеспечивает их мясом и кар- тошкой. Да и нет такого количества фермеров в стра- не — кто выезжал за МКАД, тот знает.

ПРОВАЛ BUDDHA BAR

С открытием Buddha Bar в Москве откровенно затянули. Уже в Киеве и Тбилиси были свои Buddha Bar, а Москву все обходили мимо. В результате решили сразить размером и построили гигантский ресторан, многоэтаж- ный, с террасами и бассейном на крыше. Сначала полгода изображали закрытое заведение «для своих», теперь пытаются хоть как-то заполнить пустующие места.


ПОВАРА ПОВЕРЯТ В СВОИ СИЛЫ, И У НАС ВМЕСТО ДЕСЯТКОВ ОДИНАКОВЫХ РЕСТОРАТОРСКИХ ПРОЕКТОВ ПОЯВЯТСЯ СЕМЕЙНЫЕ РЕСТОРАНЧИКИ, КАЖДЫЙ ПОСВОЕМУ УНИКАЛЬНЫЙ


 

Авторы: А. Беляев, Л.Гучмазова, Л. Новикова, С. Синяков, С. Соловьев, А.Шендерова, А. Тюрина

Фото: KINOPOISK.RU, ПРЕСС-СЛУЖБА «ГОГОЛЬ-ЦЕНТРА», HANS GERRITSEN, ПРЕСС-СЛУЖБА ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА