Она не просто актриса. Неземное существо с прозрачной кожей в постоянном поиске новых форм и образов, многие годы восхищает и ужасает зрителей. Каждого ее появления поклонники ждут как второго пришествия. На этой неделе вечно молодая Рената Литвинова празднует день рождения, а мы по традиции смотрим фильмы с ее участием.

«Увлеченья»

(1994)

Актерский дебют выпускницы сценарного факультета ВГИКа — не тот случай, после которого на утро она проснулась знаменитой. Но роль в резкой, прерывистой и оставляющей после себя больше вопросов, чем ответов, картине главного арт-хаусного режиссера советского и постсоветского периода определила характер творчества Ренаты Литвиновой на долгие годы. Меланхоличное сумасшествие и болезненная сексуальность — неотъемлемые черты образа актрисы впервые проявились именно в этом фильме. Дама печального образа, Литвинова не изменяет себе уже 20 лет.

«Небо. Самолет. Девушка»

(2002)

Парафраз культового фильма «Еще раз про любовь» — медитативное повествование, изредка прерывающееся жеманными монологами главной героини, вводит зрителя в состояние транса, а финал оглушает не столько своей жестокостью, сколько своеобразной манерой подачи. Современная классика, выводящая мелодраматический сюжет на уровень трагедий Эсхила. Рената Литвинова подобно богине парит над облаками, чуждая земной суеты. Такова и ее страсть: небесная, отчужденная. Удивителен тот факт, что за неоднозначную роль в фильме, которому предначертано было быть непонятым, Литвинова получила совершенно приземленную награду — звание заслуженной артистки Российской Федерации.

«Настройщик»

(2004)

Черно-белый фильм, снятый в Одессе, кинематографической феей-крестной Ренаты Литвиновой Кирой Муратовой, растаскан на цитаты как никакая другая современная картина. Знаменитую фразу «Я такая умная. Я такая красивая. И у меня совсем нет денег. Я такая бедная. Ну это же не справедливо!» традиционно используют в перерыве между первой и второй бутылкой водки ночные бабочки и тоскующие геи в провинциальных кабаках. Ролью очаровательной аферистки Лины актриса открыла большое поле деятельности для пародистов, после выхода фильма неизменно включающих ритуальное заламывание рук а-ля Литвинова в свои концерты.

«Мне не больно»

(2006)

Не самый удачный фильм запомнился в первую очередь игрой Ренаты Литвиновой, судорожно борющейся за копну, которую она купила на собственные деньги. Роль декадентной красавицы, скрывающей страшный секрет, отрешенной от всего мира, но при этом живущей неподдельными чувствами и эмоциями — квинтэссенция творчества актрисы, которая, кажется, и в реальной жизни не выходит из образа и постоянно пребывает в полузабытьи.

«Последняя сказка Риты»

(2012)

Этот фильм есть плоть и кровь Ренаты Литвиновой. В нем она выступила в качестве режиссера, сценариста, продюсера и исполнила главную роль. Первая попытка экранизировать сказку об ангеле смерти, спустившемся к людям, произошла еще в 1988 году, но тогда студенты ВГИКа не ушли дальше этюдов и набросков. В 2010 году Литвинова вернулась к идее и, невзирая на недостаток средств, сняла свою мечту на профессиональный фотоаппарат. Ей удалось невозможное: малобюджетная психоделическая история одной смерти оживила унылый кинорынок, заставив зрителей вспомнить об авторском кино.