Обозреватели «ВД» – о 14 своих главных чаяниях 2014 года.

КИНО

«НИМФОМАНКА» С 13 ФЕВРАЛЯ

Самый, наверное, долгожданный фильм года. едва ли не в каждой картине задумывается о нелегкой женской доле (во время просмотра «Рассекающей волны» или «Антихриста» доля зрительниц, впрочем, легче не становится). В «Нимфоманке» мастер подходит к делу наиболее обстоятельно, исследуя сексуальную жизнь женщины от отрочества до 50 лет. Склонный к депрессиям социопат и психопат, фон Триер еще и непревзойденный гений самопиара. Новости о проекте почти год будоражат самое смелоевоображение, будь то постеры снявшихся в «Нимфоманке» звезд признания Шайи Ла Бефа, что сексом на площадке приходилось заниматься взаправду. Сначала, повздыхав и, возможно, поплакав (этим режиссер славится), датчанин урезал фильм с восьми часов до пяти с половиной. А когда продюсеры сказали, надо кромсать еще, умыл руки и предоставил окончательный монтаж им. Храбрые русские прокатчики не только купили ленту, но и поставили в сетку аккурат в канун Дня святого Валентина. Ларсу бы понравилось.

«ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ» С 13 ФЕВРАЛЯ

Рекорд долгостроя (15 лет) в истории кино — лебединая не песня, но трехчасовая симфония Алексея Германа, самого бескомпромиссного российского режиссера, не дожившего до премьеры: на стадии постпродакшна картину доделывали вдова и сын. В центре сюжета — землянин, прилетевший на другую планету, отставшую в развитии от Земли лет на 800, и обнаруживший там махровейшее, без руля и ветрил, Средневековье. От собственно оригинального романа братьев Стругацких в фильме осталось еще меньше, чем в «Сталкере» от «Пикника на обочине». Это абсолютно германовский мир — страшный, неуютный и затягивающий.  


В 1968 году Алексей Герман решил снимать «Трудно быть богом». Вместе с Борисом Стругацким они написали первый вариант сценария.


ВЫСТАВКИ

ВЫСТАВКИ «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО АВАНГАРДА»

14 АПРЕЛЯ – 18 МАЯ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МАНЕЖ

Немыслимое количество экранов, видеопроекций, какие-то сложные игры с 2- и 3D-измерениями. И все это для того, чтобы еще раз продемонстрировать, как круты Малевич и Кандинский. Если раньше авангард был нашим экспортным арт-капиталом (из Третьяковки и Русского музея вещи везли показывать всему миру), то в случае с этой выставкой ситуация обратная: знаменитый британский режиссер, писатель и видеохудожник Питер Гринуэй привозит революционные картины как западный продукт, как огромную мультимедийную инсталляцию. Господин Гринуэй не первый раз «оживляет» картины, создавая по мотивам знаменитых произведений свои кинофантазии (самая знаменитая работа — по «Ночному дозору» Рембрандта). Событие мирового масштаба.

ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ АНАТОЛИЯ ЗВЕРЕВА

ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ

Музей, посвященный одному из самых известных и всенародно любимых русских художников ХХ века. Никакой рутины и академизма — Музей АЗ обещает быть актуальным арт-центром, где будут постоянно меняться экспозиции (Зверев все равно останется в центре каждой выставки), а упор делается на модные мультимедиа. Этому беспрецедентному событию предшествует выставка в Новом Манеже «Анатолий Зверев. На пороге нового музея», которая открывается в самом конце января. Известно, что Музею АЗ уже передали огромную зверевскую коллекцию Георгия Костаки, хранившуюся в Греции.


 6000 м2 займет инсталляция, посвященная русскому авангарду первых трех десятилетий XX века.


ТЕАТР

«КОНТРАБАС» В МХТ ИМ. ЧЕХОВА

ФЕВРАЛЬ

В середине февраля (даты станут известны со дня на день) Глеб Черепанов, выпускник мастерской Валерия Фокина и один из самых модных молодых постановщиков, выпускает на большой сцене Художественного театра пьесу Патрика Зюскинда «Контрабас». Это моноспектакль, целиком состоящий из горько-смешного и очень откровенного монолога музыканта, которого сыграет . Судя по фильму «Географ глобус пропил», у и без того хорошего актера начался новый творческий этап. В общем, от «Контрабаса» стоит ждать актерских вершин. А билетами, сами понимаете, надо запасаться заранее.

«ЛЕД» ПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (ВАРШАВА) В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»

3, 4 МАРТА

«Золотая маска» открывает программу «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли» постановкой по скандальному роману Владимира Сорокина. Никаких подробностей пока неизвестно, кроме одной: режиссер отбыл в Варшаву на следующее утро после премьеры своих «Карамазовых», ставших главной театральной сенсацией ушедшего года. От провокационной сорокинской прозы в сочетании с радикальной режиссурой Богомолова и бесстрашными польскими актерами стоит ждать серьезных потрясений.

КОНЦЕРТЫ

РОБЕРТ ПЛАНТ

20 ИЮНЯ, CROCUS CITY HALL

Экс-фронтмен великих Led Zeppelin и главный рок-тенор всех времен и народов не собирается на покой. Белокурый британский джентльмен на своих супершоу прекрасно чувствует баланс между хитами 70-х и свежими вещами, рожденными во время сольного плавания. В том числе и с новейшего диска Almost Complete, где нет и намека на старческую дряхлость и ностальгическую тоску. Но главное, мы услышим в оригинальной версии бессмертные Kashmir, Gallows Pole и Rain Song.

ТОРИ ЭЙМОС

15 ИЮНЯ, CROCUS CITY HALL

Самая рыжая рок-дива мира готова еще раз покорить Москву с новым, 14-м по счету, альбомом Unrepentant Geraldines и лучшими за четверть века творческой деятельности песнями. И все в рамках мирового турне. Хрупкая девушка, превращающаяся на сцене в разъяренную пантеру. Воинствующая феминистка, исповедующая культ Богини Вулканов Гавайских островов. Тори вернулась к рок-истокам — она снова амазонка, сражающаяся с несправедливостью этого мира при помощи фортепианных клавиш и волшебного вокала. Сплетая воедино невинность и сексуальность, дух и ересь, обжигающую искренность и инфернальную клоунаду.

КЛАССИКА

ДИАНА ВИШНЕВА. «ГРАНИ»

27, 29, 30 МАРТА, БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Новый проект неутомимой Дианы включает два одноактных балета о лучшей половине человечества. «Переключение» о женском альтерэго специально для нее поставил тот самый худрук балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо. Второй балет «Женщина в комнате», о жизненном пути героини с радостями и печалями, придумала парижская марсианка Каролин Карлсон на музыку итальянского виолончелиста и композитора Джованни Соллима. Нечто новое, непредсказуемое, качественное.

«УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ»

4 ИЮЛЯ, БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Главный театр зазвал на постановку интересного хореографа и арт-директора балета Монте-Карло. На излете сезона Жан-Кристоф Майо поставит новинку по комедии Шекспира — потому, что приличному театру надо отметить юбилей главного драматурга всех времен и народов, и потому, что Большой может позволить себе заказ оригинальных спектаклей. Для Жана-Кристофа Майо это будет первый опыт создания нового балета на «чужую» труппу, но он умеет работать индивидуально.

«АИДА»

11–16 АПРЕЛЯ, МАМТ

Московская публика справедливо доверяет Петеру Штайну. Во-первых, он без ума от Чехова и ставит его даже тоньше многих отечественных адептов. Во-вторых, он хорошо себя чувствует как режиссер античных авторов и Шекспира. Наконец, операм в его постановке рукоплескали лучшие залы мира в Зальцбурге и Вене, Ла Скала, Лисеу и так далее. Штайну и его верной команде вверена масштабная опера Верди, и результат должен быть грандиозен. Музыкальным руководителем премьеры станет главный дирижер МАМТа Феликс Коробов. При таком серьезном отношении к театру и к работе Петер Штайн отдыхает очень мало. В свободное время он занимается земледельческими работами.


Петер выращивает зерновые культуры, делает оливковое масло. «МНЕ ГРЕХ ЖАЛОВАТЬСЯ НА СУДЬБУ, – ГОВОРИТ РЕЖИССЕР. – ОДНАКО, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ СОБСТВЕННЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО. Для художника самодовольство, спокойствие равнозначно смерти. В ПОДОБНОМ СЛУЧАЕ НАДО ИДТИ ПЕЧЬ БУЛОЧКИ ИЛИ ЛЕПИТЬ ПЕЛЬМЕНИ, А КОМУ-ТО ПРОСТО ИСКАТЬ БЛАЖЕНСТВА В ОБЪЯТИЯХ ЖЕНЩИНЫ».


РЕСТОРАНЫ

НОВЫЙ РЕСТОРАН ФРАНЦУЗСКОЙ КУХНИ

ФЕВРАЛЬ

На месте Prado Cafe в середине февраля Ginza Project откроет ресторан французской кухни. У руля встанут сразу два шефа, причем оба звезды: Патрис Тережоль — один из первых французских поваров в Москве, шеф главного ресторана haute cuisine конца 90-х, и Жером Кустияс, десять лет назад возглавлявший легендарный Le Duc. Оригинальный дуэт планирует вернуться к истокам — региональной французской кухне. Пока у проекта есть только рабочее название Jerome & Patrice, под которым его можно найти в социальных сетях, чтобы не пропустить открытие.

НОВЫЙ РЕСТОРАН ДЕЛЛОСА

ФЕВРАЛЬ

откроет на Тверском бульваре очень неожиданный для его Ресторанного дома проект — ресторан современной нью-йоркской кухни. В том, что сам Деллос в курсе последних нью-йоркских трендов, можно не сомневаться — один из его ресторанов расположен в квартале от Пятой авеню, другой — в знаменитом Meatpacking District. Московское кафе обещают выдержать в стиле 60-х годов, вдохновившись сериалом Mad Man. А вот кухню возглавит талантливый скандинавский шеф. О ткрытие запланировано на февраль.


ОДНАЖДЫ ДЕКАБРЬСКИМ ВЕЧЕРОМ 1993 ГОДА ХУДОЖНИК АНДРЕЙ ДЕЛЛОС, ПРИЕХАВШИЙ ИЗ ПАРИЖА В МОСКВУ НА ТРИ ДНЯ, проходя по Новому Арбату, остановился, чтобы купить коробочку любимого грильяжа. Но купить не получилось: вор срезал у него сумку с деньгами и документами. Результатом этого события стало появление в Москве ряда популярнейших ресторанов и клубов.


КНИГИ

СТИВЕН КИНГ «СТРАНА РАДОСТИ»

МИСТИЧЕСКИЙ УЖАСТИК, М.: АСТ, 2014

Очередной роман «короля ужасов» широкая общественность встречает с замиранием сердца: не опустил ли старина Стивен планку, поднятую романами «Оно» и «Мизери»? Не затянул ли повествование, не занялся ли самоповторами? Спешим обрадовать поклонников – земляки Кинга уже ознакомились с его новой книгой и вынесли не подлежащий обжалованию вердикт: все фирменные «фишки» на месте, саспенс не отпускает до последней страницы и дарит много поводов для размышлений. История, правда, слегка напоминает фабулу «Мертвой зоны», но со сво- ими нюансами: студент с разбитым сердцем устраивается на подработку в летний парк аттракционов «Страна радости». О несчастной любви он забудет быстро: это днем здесь веселится детвора, зато по ночам по аллеям парка разгуливает призрак девушки, убитой в «Пещере страха». А вечерами в «Страну радости» наведывается маньяк, выслеживающий новую жертву. Паренек кооперируется с мальчиком-ясновидящим, чтобы изловить преступника…


$1 ИМЕННО ЗА ЭТУ ЦЕНУ СТИВЕН КИНГ ЧАСТО ПРОДАЕТ ПРАВА НА ЭКРАНИЗАЦИЮ СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАЧИНАЮЩИМ И УЖЕ ЗНАМЕНИТЫМ РЕЖИССЕРАМ, ТАК КАК ЛЮБИТ ЭКРАНИЗАЦИИ СВОИХ РОМАНОВ


«НЕИЗДАННАЯ ПРОЗА»

М.: ЭКСМО, 2014

На самом деле издатели еще не определились с названием сборника ранее не издававшейся прозы большого русского писателя. Несмотря на то, что лучшие романы Аксенова «Ожог», «Апельсины из Марокко», «Остров Крым» созданы в 1960– 1970-е, до вынужденной эмиграции, хорошим тоном считалось выдавать за шедевр любой опус заслуженного диссидента, будь то сатирическая фантасмагория «Москва-ква-ква» или неоконченная книга мемуаров «Ленд-Лизовские». Тем более интересно, чем удивят читателя на этот раз: ударными текстами автора из далекой молодости или старческим брюзжанием и шутками ниже пояса, характерными для его поздней прозы. Хотелось бы надеяться на первое.

текст: ЛЕЙЛА ГУЧМАЗОВА, АЛЕКСАНДР КУТИНОВ, ЛИЗА НОВИКОВА, СЕРГЕЙ СИНЯКОВ, СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ, АННА ТЮРИНА, АЛЛА ШЕНДЕРОВА