Фраза «Умираю, но не сдаюсь», начертанная одним из защитников Брестской крепости и ставшая слоганом фильма, очень точно отражает то, что можно увидеть в картине Александра Котта.

В нашей стране военные фильмы снимают едва ли реже, чем сериалы про ментов и бандитов. Но почти все они лишены объективности, правдивости и чувства меры. Первый продюсерский кинопроект Игоря Угольникова представляет собой эпическое полотно, без пафоса и деланного патриотизма рассказывающее о начале Второй мировой в СССР.


Все мы знаем из учебников по истории, что 22 июня 1941 года в 4 утра немецкие войска начали бомбардировку пограничной Брестской крепости. Большая часть ее обитателей погибла во время первого обстрела. Все, кто выжил — отважно оборонялись и как могли сдерживали натиск сотен вооруженных до зубов захватчиков. В центре картины находятся три героя, взявших на себя командование в те страшные дни — лейтенант Кижеватов (Мерзликин), комиссар Фомин (Деревянко) и майор Гаврилов (Коршунов). Рассказ ведется от лица ветерана и очевидца тех событий, который тогда был простым влюбленным мальчишкой по имени Сашка Акимов.

Создатели «Брестской крепости» уверяют, что два года перед началом съемок изучали архивные материалы, документальные фильмы и все возможные записи, повествующие о подробностях первых дней войны. Каждый взрыв, каждый гвоздик в сапоге солдата якобы были воспроизведены с исторической достоверностью. Правда это или только пиар-ход — мы вряд ли узнаем. Достаточно того, что у всех главных героев картины действительно есть реальные прототипы, биографии которых приведены на официальном сайте картины.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Брестской крепости» — это то количество пиротехники, которое было использовано на съемках. Взрывы порой возникают на экране чаще, чем люди, умирающие от них, а гильз от пуль на земле, кажется, больше, чем травинок в поле. Впечатляют и масштабные декорации, воспроизводящие десятки зданий, существовавших в крепости на самом деле — казармы, штабы, клуб, военторг... Единственное, что с головой выдает искусственность этих сооружений — та легкость, с которой они рассыпаются от ударов снарядов. С другой стороны, так ведь могло быть на самом деле. Вообще по ходу картины на каждое сомнение в честности повествования задаешь себе вопрос: а может и правда так все было?

К счастью, большинство из нас не может объективно судить о том, как выглядит война. Но в фильме режиссера Александра Котта она именно такая, какой мы ее себе представляем: грязная, кровавая, жестокая, с запекшимися губами... И на фоне сотен мертвых тел человеческие судьбы, любовь и привязанность — чувства, обостряющиеся от ощущения неизбежности смерти.

У многих наших соотечественников, хорошо знакомых с историей, до сих пор сохраняется чувство настороженности и необъяснимой нелюбви к немцам. Отчасти этому способствует крайне негативный образ врагов, создаваемый в наших фильмах о войне. «Брестская крепость» — не исключение. Немцы в картине выглядят эдакими грубыми монстрами, которые стреляют, взрывают и жгут людей с улыбкой на лице. По сути, они безликие безжалостные существа, все до единого жаждущие крови и разрушений. Даже собаки у них черные и агрессивные, а наши — покорные «братья» людей с грустными глазами (что характерно, в качестве наших друзей человека выбраны были именно немецкие овчарки). Один маленький эпизод поставил было под сомнение бездушность врага — когда один из них делает вид, что не заметил прячущихся под прилавком магазина детей. Но и эта попытка обретения немцем человеческого облика пресекается юным героем Акимовым.

Снимать военное кино в стране, до сих пор слишком болезненно переживающей события тех лет, — работа трудная и неблагодарная. Всегда найдется зритель, который обматерит и режиссера, и актеров, и даже ассистента светотехника. Но съемочной группе «Брестской крепости» удалось создать кино, которое сложно обругать, хотя много к чему можно придраться. Хотя бы к тому, что большая часть двух с половиной часов картины — безмолвные стрельба и взрывы, делающие этот фильм скорее посвящением оружию, нежели людям, от него павшим.