Рассчитанный на любой возраст мультяшный блокбастер с лучшими видами европейских столиц, размышлениями о сырьевой альтернативе нефти и русскими бандитами в виде классических «Запорожцев».

Молния Маккуин — знакомый поклонникам по первой части улыбчивый красный спортивный болид, баловень гоночной и личной судьбы, немного подпорченный звездной болезнью, — планирует участие в очередном чемпионате. Заезды пройдут в Токио, Риме, Париже и Лондоне. Поддавшись минутной слабости, он берет с собой в качестве тренера и ассистента старого друга — механика Мэтра — уродливый ржавый тягач с утомительными сельскими манерами и торчащими изо рта-бампера вкривь и вкось редкими зубами. Особенность чемпионата в том, что в машины-участники будет заправляться новое экологическое топливо — не произведенный из нефти и убивающий окружающую среду бензин, но подозрительная выжимка то ли из сена, то ли из проса. Курирует чемпионат придумавший топливо аристократ-миллиардер, джип в равной степени приятный и подозрительный.


«Тачки» — не самый коммерчески успешный (но лишь если сравнивать вполне достойные сборы первого мультфильма с прокатными достижениями, скажем, «Истории игрушек») анимационный сериал знаменитой студии Pixar, но в компании он явно на особом счету. Обе истории снял лично Джон Лассетер, основатель студии, садящийся в режиссерское кресло редко, но, как правило, метко. Вышедшая в 2006-м первая серия эпоса про мир совсем без людей, зато населенный одушевленными автомобильчиками отличалась, как и все «пиксаровские» творения, немалой изобретательностью, но при этом до крайности простодушным сюжетом. То есть это был такой «Форсаж» для школьников, энергичный и прямолинейный, если не сказать туповатый.

При создании сиквела прежние ошибки были учтены, а возрастной ценз аудитории расширен. Ну да, на «Тачки-2» можно спокойно идти с детьми (они найдут здесь все, что нужно для счастья). Но при этом имейте в виду, что по жанру это шпионский триллер, отчетливо навеянный как «бондианой» (имеется пара британских разведчиков — элегантный старый служака без страха и упрека и модернизированная сексапильная практиканточка), так и, например, «Высоким блондином в черном ботинке». Как и в комедии с Ришаром, самого невинного и простодушного героя долгое время принимают за изощренного гения шпионажа, а любую его придурь рассматривают как часть стратегии.

Кроме того, едва ли возможно припомнить какой-либо мультфильм, основная интрига которого, если очистить ее от лепнины экшн-элементов, вертелась бы вокруг перспектив нефти как универсалного горючего и возможности ее альтернативы. Кстати, из ставящего сюжет с ног на голову финала (что для шпионских триллеров опять-таки характерно) можно понять, что нефтепромышленникам переживать пока что особо не из-за чего. Где нефть, там, понятно, и русская мафия, которая в «Тачках-2» представлена злобным, но при этом абсолютно аутентичным классическим «запорожцем» (еще есть машинка королева Елизавета и машинка Римский Папа).

Картина, понятно, не только педалирует острые политические темы и цитирует «бондиану», но и продвигает желательные в семейных мультфильмах общечеловеческие ценности. В сюжете присутствуют и любовный роман, и поучительная история о том, что как бы не осточертевало вам порой общество непростых в обращении друзей, отказываться от них нельзя ни в коем случае. Плюс все очень красиво. Нынешний уровень анимации позволяет показать лучшие туристические места европейских столиц нагляднее и привлекательнее, чем игровое кино, — очень реалистично и убрав с глаз подальше все ненужное.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» №24 (22 июня — 3 июля 2011 года)