Поставленная автором «Через вселенную» экранизация классической пьесы Шекспира с отличными актерами и простодушными, но обаятельными спецэффектами.

Сюжет, в общем и целом, соответствует литературному первоисточнику, а именно классической драме Шекспира. По итогам заговора миланскую герцогиню Просперо (в оригинале это герцог, но роль переписали под Хелен Миррен, что не кажется святотатством) вместе с дочерью Мирандой ссылают на бесприютный остров, населенный единственным аборигеном — уродливым сыном ведьмы Калибаном. В ссылке Просперо активно изучает магию, берет под покровительство воздушного духа Ариэля и с его помощью устраивает так, что однажды на острове оказываются все участники давнего заговора, включая одну лишь невинную душу — королевского сына Фердинанда, в которого Миранда, понятно, влюбится с первого взгляда.


Позднюю шекспировскую пьесу экранизировали не так часто, но, что называется, с душой. В 1979-м молодой Дерек Джермен перенес действие с острова в клаустрофобический замок и снабдил историю актуальным политическим контекстом (практически не изменив при этом диалогов). «Книги Просперо» Питера Гринуэя (1992) стали мощным бенефисом 86-летнего Джона Гилгуда и запомнились не в последнюю очередь ядреным эротизмом: обычную для режиссера психоделичность картинки дополняют балетные сцены с участием обнаженной массовки под фирменные симфонические запилы Майкла Наймана.

От новой экранизации тоже следовало ожидать нестандартных ходов. Постановщица Джули Теймор не зря слывет большой затейницей. Ее «Фрида», байопик Фриды Кало, оказалась практически идеальной лентой о художнике, поскольку своей рваной и прихотливой техникой буквально напоминала ожившие картины мексиканской авангардистки. Построенный на хитах Леннона и Маккартни мозаичный киномюзикл «Через Вселенную», в свою очередь, идеально передал «битловский» дух — что-то подобное, думается, могли бы снять сами рок-легенды, если бы в свое время им больше везло с талантливыми режиссерами.

Шекспир в авторском прочтении Теймор одновременно и оправдывает, и обманывает ожидания. Кислотный Калибан со своей вывернутой пластикой больше всего похож на персонажа клипов Prodigy конца 1990-х. Ариэль (Бен Уиншоу из «Парфюмера») в зависимости от выполняемой миссии оказывается то дымчатым призраком приятной, хотя и бесполой наружности, то страшной черной птичкой, то песочным вихрем в духе «Мумии», то, наконец, лягушкой. Кроме того, имеются огненные собаки и оживающие созвездия. При этом эффекты «Бури», чей бюджет не сопоставим с «Трансформерами», выглядят сколь прихотливо, столь и технически-пионерски, местами на уровне советских фантастических боевиков для юношества вроде «Лилового шара».

Как будто традициям советской кино школы (но уже в том, что касается привычно мощных экранизаций классики) следуют и актеры. Все без исключения люди в кадре, будь то ироничная, то трагическая Миррен или записные гороховые шуты в исполнении Бренда и Молины, шпарят классическим размером с ощутимым удовольствием, как люди, которых долгое время держали на «Агдаме» и дали наконец отведать марочного португальского портвейна. Провалившаяся в Штатах «Буря» кинематографического мира, безусловно, не взрывает, однако же при правильном настрое позволяет получить от просмотра негромкое, но очевидное, какое и бывает при встрече с повседневной магией, удовольствие.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» № 28 (20-31 июля 2011 года)