В канун Дня Святого Валентина «Ваш Досуг» рекомендует к просмотру десять мелодрам о любви, с которых не убегут мужчины.

«Касабланка»

США, 1942

Романтика — 10 баллов

Снятая в 1942-м на потребу дня антифашистская мелодрама со шпионами, практически госзаказ — и при этом одна из лучших экранных историй любви, прекрасный вариант скоротать вечер 14 февраля с интеллигентной девушкой (ничего страшного, если оба уже смотрели «Касабланку», и не по одному разу). Внешне сдержанный, почти эгоистичный герой к финалу неожиданно оказывается человеком с обнаженным сердцем — и отпускает возлюбленную (а это, на минуточку, ) с другим, потому что так ей будет лучше. «Высокие, высокие отношения», как много позже будет сказано в другом великом фильме про превратности любви, доступном пониманию мужчин.

«Охотник на оленей»

США, 1978

Романтика — 5 баллов

Мощная драма Майкла Чимино о том, почему мужчины порой выбирают между любовью и войной войну, и почему этот выбор не верен. Молодые и красивые , и (объединенные в классический любовный треугольник) играют, между прочим, американцев русского происхождения, молятся в православном храме и только что не пляшут вприсядку. Количество «клюквы», впрочем, на три экранных часа умеренное, и эффект она странным образом не портит. Советские мужчины-чиновники от идеологии любовную историю в «Охотнике на оленей» не разглядели и очень на фильм обиделись. 

«Тот самый Мюнхгаузен»

СССР, 1979

Романтика — 8 баллов

Фрондерская картина, снятая тандемом - на пике творческой формы, выводит близкий к идеалу тип любящей женщины. Если уж избранник всерьез собрался слетать на Луну, зарядив себя в пушку вместо ядра, она будет первая, кто сквозь слезы прокричит, что супостаты подсыпали ему сырой порох. После просмотра всякий мужчина ощущает себя героем , сильным, смелым, обаятельным и независимым, все при нем — даже если моет в этот вечер посуду после романтического ужина.

«Укрощение строптивого»

Италия, 1980

Романтика — 7 баллов

Сорокалетний селянин счастливо бобыльствует на ферме, дружит с хрюшками и не страдает от дефицита общения, пока дождливой ночью на пороге не появляется прекрасная незнакомка Лиза; ее машина заглохла неподалеку. Нелюдимость хозяина и пренебрежение ее чарами бесит девушку, и она, поначалу из чисто спортивного интереса, берется этот айсберг растопить. Фильм стал хитом советского проката и произвел неизгладимое впечатление на мужчин, охотно представлявших себя на месте героя, который стоически сносит амурный натиск , а потом дает-таки себя уломать.

«9 1/2 недель»

США, 1986

Романтика — 8 баллов

Разведенная галеристка переживает краткосрочный, но яркий роман с пресыщенным красавцем, мастером одинаково ловко играть как на струнах чувственности женщины, так и на ее нервах. За кадром у это тоже получалось качественно; до сих пор передергивает при упоминании имени партнера по картине. Ну да, — не самый выдающийся режиссер, а три «Золотые малины», доставшиеся фильму, вполне заслужены. Но выбросить из памяти сцену у холодильника? Или стриптиз Бейсингер под You can leave your hat on ? Импосибл.

«Плакса»

США, 1990

Романтика — 9 баллов

Стандартный кино-формат «первая школьная красавица и отличница влюбляется в главного плохиша на районе» маэстро трэша воспроизводит, естественно, не без фиги в кармане, откровенно потешаясь над законами жанра. Но все равно получается очень романтично. Сыграв в анархистском мюзикле, намеревался избавиться от мимишечного амплуа секс-символа старшеклассниц. Но преуспел лишь отчасти. Его постеры остались в девичьих спальнях, зато актером заинтересовались серьезные режиссеры. В том же 1990-м он впервые снимется у в «Эдварде Руки-Ножницы» и впоследствии станет его музой. Море прекрасной музыки, из бонусов — голый , истово натирающийся щеткой в ржавом тазике.

«День сурка»

США, 1993

Романтика – 5 баллов

Прежде чем светлое чувство к красавице-коллеге преображает главного героя из самодостаточного мизантропа и циника (фирменное амплуа ) в нормально-скучноватого счастливого влюбленного, он успевает хорошенько пошалить, реализовав все мечты подростка, который живет в каждом взрослом мужчине. Высказать окружающим все, что о них думаешь, ограбить банк, пуститься в беспросветный кутеж, поиграть в самоубийство — ну и далее по списку.

«Вечное сияние чистого разума»

США, 2004

Романтика — 8 баллов

Фильм стартует с многообещающего программного заявления главного героя, что Валентинов день придумали производители открыток с целью умножить скорбь тех, кому эти открытки некому посылать и не от кого получать. Но это у него так, от отчаяния сорвалось. Впоследствии, опять-таки толком не подумав, он обратится к чистильщикам памяти с просьбой уничтожить воспоминания о его романе с хорошенькой продавщицей из книжного магазина. А потом поймет, что эти воспоминания — самое ценное, что имеет смысл хранить: непостоянными и капризными умеют быть не только женщины. Самый душевный и теплокровный фильм , экспериментатора и выдумщика, в основном снимающего, что называется, «от головы». Впрочем, пометьте себе и его прошлогоднюю «Пену дней».

«Полночь в Париже»

США — Испания, 2011

Романтика — 7 баллов

Днем главный герой (решивший перековаться из благополучных голливудских сценаристов в свободные писатели с неопределенным будущим) вынужден таскаться по Парижу в обществе бездуховной невесты и ее неприятных родителей. А по ночам магическим образом попадает в 1920-е, где пьет с Хемингуэем, беседует с Дали про пылающих жирафов и советуется по творческим вопросам с Гертрудой Стайн. Образ романтика в формате «облако в штанах» выписывает не без ехидства. При всей эстетичности устремлений и кидалтовском обаянии, герой , к примеру, не образчик порядочности — тут ему, как и многим из нас, еще работать и работать.

«Тепло наших тел»

США, 2013

Романтика — 9 баллов

Любовь к героине посетит молодого хипстера-зомби после того, как он надкусит мозг ее парня. А она, со временем поняв, какой он нежный, внимательный и жертвенный, ответит взаимностью (после чего его мертвое сердце забьется вновь). Если каждый вечер 14 февраля вы, избави боже, по настоянию своей половинки проводите за просмотром «Сумерек», то «Тепло наших тел» очень хороший повод сказать: дорогая, давай в этот раз попробуем по-другому. Фильм — это, в общем, те же «Сумерки», только все более лаконично, остроумно и по делу.