Одна из самых сложных и необычных актрис английского кино отмечает на этой неделе день рождения.

А мы вспоминаем фильмы, которые стоит пересмотреть по этому поводу. Когда-то давно у были глаза испуганного олененка, за которые она так полюбилась зрителям в роли Анны Болейн, любовницы Генриха VIII, в фильме 1972 года, а теперь — жесткий взгляд человека, который точно знает, как построить свою жизнь и перестроить ее заново. Она снималась у самых великих режиссеров — от до , долгие годы была женой знаменитого музыканта , и до сих пор наотрез отказывается делать пластические операции, ссылаясь на знаменитую фразу , что «эти морщины достались мне слишком дорогой ценой, чтобы я могла от них отказаться».

«Ночной портье»

(1974)

За беззащитный взгляд и видимую хрупкость ее в 1969-м взял в свой фильм «Гибель богов» великий . И, говорят, именно поэтому , обладательница редкой для женщины профессии режиссер, пригласила ее на роль Люсии Атертон в одном из самых спорных фильмов XX века. Показанная на экране мучительная и пугающая страсть между бывшей узницей концентрационного лагеря и ее палачом, офицером СС, в исполнении , многих шокировала и вывела из себя. Фильм называли порнографическим, провокационным, воспевающим извращения, но признавали раскрытый в нем тонкий психологизм ситуации, которую сейчас принято называть «стокгольмским синдромом». Двадцатишестилетней Шарлотте удалось показать другую сторону любви, основанной не на нежности, но на страхе, где боль и унижения слаще поцелуев, где жертва не может существовать без своего мучителя, где садизм и мазохизм лишь часть жизни, возможно необычной, но вполне объяснимой.

«Смерть среди айсбергов»

(1977)

Сугубо мужская драма режиссера Майкла Андерсона о противостоянии человека и кита-касатки, впервые открыла настоящий характер Шарлоты, который она будет эксплуатировать долгие годы — умной, холодно мыслящей, но сочувствующей женщины. В фильме о любви и мести огромного морского млекопитающего, ей досталась роль второго плана и единственной выжившей, но кинокритики в очередной раз отметили, что Рэмплинг не оттеняет, а дополняет образ трагической фигуры капитана-китобоя в исполнении . К тому же за молоденькую актрису просил сам Дино де Лаурентис, падкий до красивых и талантливых барышень.

«Под песком»

(2000)

Первый фильм с Шарлоттой Рэмплинг, которая станет его любимой актрисой и музой на долгие годы, появившись и в последнем, 2013 года, по традиции провокационном, фильме режиссера «Молода и прекрасна». Но тогда, в миллениум, дерзкому французскому мальчишке удалось снять самую интимную в своей карьере ленту, и не только раздеть перед камерой пятидесятилетнюю Рэмплинг, но и заставить зрителя поверить в то, что никого другого на эту роль и придумать было нельзя. Ибо, кто еще с таким благородством и даже отсутствием намека на шизофрению, мог бы воспроизвести историю женщины, прожившей с любимым мужем больше четверти века, и потеряв его, отказывающейся верить в его смерть. Он то ли утонул, то ли покончил с собой, а она все так же продолжает готовить ему обеды, покупать галстуки и заниматься с ним любовью, погружаясь в призрачное сумасшествие, стирающее грани между реальностью и вымыслом.

«Мельница и крест»

(2011)

К сожалению, эта картина прошла мимо большинства даже самых искушенных киноманов, несмотря на звездный состав. То ли потому, что снимал его Лех Майевски, режиссер до того ничем особым не выделившийся, то ли потому, что фильм был однозначно заявлен арт-хаусом, и таким штампом отпугнувший большую часть зрителей, то ли потому, что кинокритики так и не поняли, что о нем писать, а потому решили вовсе промолчать. Между тем, история Питера Брейгеля, создающего в завоеванной испанцами Голландии свои странные сюрреалистические полотна, сорвала бурю аплодисментов на фестивале независимого кино Sundance. Почему его надо посмотреть? Из за потрясающего видеоряда, завораживающей медитативности и редких немногословных диалогов, а еще ради того, чтобы в буквальном смысле оказаться внутри ожившего полотна Брейгеля «Путь на Голгофу» и неожиданно обнаружить, что великим актерам вовсе не надо говорить, чтобы им верили.

«Глаз шторма»

(2011)

Шарлотте Рэмплинг везет сниматься в фильмах, на которые широкая публика если и пойдет, то по какому-то невероятному стечению обстоятельств. Вот и этот фильм, несмотря на звездный состав, в мировом прокате провалился, собрав, однако, наивысшие оценки кинокритиков (но кто их будет слушать?) и кучу призов на фестивалях. Рэмплинг, кажется, играет саму себя — властную, жесткую, живущую своими, выработанными за долгие годы и одной ей понятной принципами, именно такую, какой она появляется в фильмах последних лет, например, в вызвавшей бурю эмоций «Меланхолии» . История отношений прикованной к постели старухи, чьи дни сочтены, со своими приехавшими делить будущее наследство детьми (которых играют великолепные и ), однако — не трагедия, а, скорее трагикомедия, ведь героиня Рэмплинг, как обычно, сама решит, когда ей умирать и что оставлять после себя.