На дворе День всех влюбленных, страсть витает в воздухе. «ВД» изучил московскую афишу и выбрал самые интересные события с любовной «начинкой».
Ларс фон Триер и Бенте Фреге Любовное настро. Источник: Любовное настро. Автор: Любовное настро
В прокат выходит долгожданная «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Фильмы фон Триера принято упрекать в пропаганде женоненавистничества. Но друзья не зря вспоминают, что «Ларс хуже всего обращается с теми, кто ему нравится». Так вот, женщины фон Триеру нравятся. Свою первую жену Сесилию Хольбек режиссер изводил просьбами выйти за него замуж в течение полутора лет. Думая, как бы припугнуть его перспективой семейной жизни, она сказала, что хочет детей, — и Ларс, только что представивший в Каннах свой первый крупный фильм «Элемент преступления», ответил, что да, конечно; впоследствии у них родились две дочери.
Режиссер оказался идеальным отцом. На чем и погорел. Со своей нынешней женой фон Триер познакомился в 1995-м, когда месяцами исправно забирал дочку из школы — Бенте Фреге была классной руководительницей девочки. Каждый день они мило болтали, а спустя полгода фон Триер вдруг предложил ей выйти за него замуж и дал на размышления сутки («Мне это казалось очень романтичным»). Бенте согласилась — при том, что сама была замужем, а младшей дочери фон Триера едва исполнилось три недели. За это режиссера в очередной раз размазали в прессе, а прохожие на улицах плевали ему под ноги. Но потом окружающие (и даже первая жена) признали, что это было едва ли не самым верным шагом фон Триера в жизни. Бенте ведет дом, воспитывает детей-близнецов, по просьбе мужа улыбается на фестивальных красных дорожках и любит Ларса всяким — при полном параде или месяцами рыдающим на диване от мысли, что он вот-вот умрет.
Посмотреть фильм «Нимфоманка» с 13 февраля.
Душевная и жизнерадостная Бенте оказалась не похожа на всех прошлых женщин режиссера. Раньше он тяготел к дамам с сильным характером.
Любовное настро. Источник: Любовное настро. Автор: Любовное настро Анатолий Зверев & Оксана Асеева
В Новом Манеже проходит роскошная выставка «Анатолий Зверев. На пороге нового музея». Специально к этому событию вышла книга о любви художника. Одна из самых романтических историй ХХ века. С согласия авторов, мы публикуем выдержки и картины из уникального издания.
«В конце шестидесятых по улице Горького прогуливались два голодранца (Плавинский и Зверев. — Прим. «ВД»), обсуждая, к кому бы зайти. Один из них сказал своему спутнику:
– Я знаю, Зверь, куда мы двинем! К сестрам Синяковым!
– Синь-оковы, — расчленил по привычке слово Зверев.– Вроде была такая художница в начале века
– Ну! И сестра у нее есть — Оксана Михайловна. Эти сестрички в Харькове в пятнадцатом, кажется, году такой шухер навели! Организовали общество «Долой стыд»! Пять красавиц расхаживали голыми по центральной улице города!
...Стол был красив и изыскан — прекрасная старинная посуда... На стенах — хорошая живопись в роскошных рамах. Оксана Михайловна накинула на плечи боа, Мария Михайловна в расписной шали с кистями. Они несут ширму с павлинами, какие-то яркие ткани… Достают шкатулки и ларцы… и устраивают для своих гостей маскарад. Зверев, прищурив один глаз, наблюдает за Оксаной Михайловной.
– Старуха! Я тебя люблю, — провозглашает он спустя несколько минут необыкновенного действа.
Она — Оксана Асеева, супруга знаменитого поэта Николая Асеева — была старше его почти на 30 лет. Зверев, непризнанный молодой художник, уже имел жену и детей. Ко времени знакомства оба были уже одиноки. У них не было физической близости. Но то, что было… Вечная история Гения и его Музы.
Сам Зверев говорил: «Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь…»
Нам остались драгоценные свидетельства этой небывалой истории: сотни портретов Оксаны Михайловны, 3 чемодана с тетрадями стихов, посвященных ей, тысячи писем, которые писались почти каждый день. Этот «аристократ высшей пробы» и звезда Серебряного века были вместе 17 лет до смерти Оксаны Михайловны в 1985 году. Зверев безмерно тосковал и пережил ее на 10 месяцев. Написав последний портрет Асеевой в день ее кончины, он больше ее не рисовал.
«Любовь — воровка
за веревку
потянет жизнь,
что тень коровку, –
Сноровиста любовь,
Любовь в кино
и на картине,
любовь на холст ли —
полотно —
летит от кисти
за полтину».
А. Зверев
Любовное настро. Источник: Любовное настро. Автор: Любовное настро Людовик XVI и Мария Антуанетта
Вышла книга о самой знаменитой гламурной диве в мировой истории.
На тиранов, которые мечтают всадить нож в спину революции, эта пара походила менее всего. Грациозная, очаровательная, непосредственная Мария Антуанетта терпеть не могла скуку и «заорганизованность» французского двора. Маскарады, празднества, игры — вот в чем с ранней юности королева не знала себе равных. Пожалуй, дочь австрийской императрицы Марии Терезии была одной из первых гламурных личностей, которая создавала свой образ как необычный и исключительный с помощью парикмахеров, ювелиров и модисток, и они не минуты не сидели без работы.
Царственный супруг, король Людовик XVI, был полной ей противоположностью: увалень с подслеповатыми водянистыми глазами снулой рыбы, он засыпал на заседаниях парламента, зато не знал себе равных в охоте и столярном деле.
Такие разные по характеру, они тем не менее трогательно любили друг друга: Мария Антуанетта — за то что муж ей подарил счастье материнства и не особо лез в ее приватную жизнь (хотя двор на протяжении доброго десятка лет судачил о ее страстном романе со шведским воякой графом Акселем Ферзеном). Людовик был благодарен жене за то, что она не лезла в дела управления и давала ему вволю поохотиться. Нерешительный и мягкосердечный, в итоге он «проспал» мятеж черни 1789-го, объявленный революцией, и безропотно подставил голову под топор палача. «Австриячку» Марию Антуанетту народ ненавидел значительно сильнее, и она разделила судьбу мужа, не воспользовавшись возможностью бежать из тюрьмы.
Мария Антуанетта и Людовик идеально вписались бы в интерьер гостиной зажиточных буржуа и прожили долгую и вполне себе счастливую жизнь, если бы не каприз истории, которая сделала их правителями одного из крупнейших государств Европы на сломе эпох.
Елена Морозова. «Мария Антуанетта» (ЖЗЛ)
М.: Молодая гвардия, 2014
Любовное настро. Источник: Любовное настро. Автор: Любовное настро Мэрилин Мэнсон и Дита фон Тиз
Воплощение всего самого жуткого и отвратительного на рок-сцене, ловкий делец от музыки и талантливый артист, создавший собственный цирк ужастиков, Мэрилин Мэнсон тоже любил и был любим. Главной любовью его жизни стала актриса Дита фон Тиз — готическая красавица, скандальная светская львица, бурлеск-танцовщица и фетиш-модель. Артист познакомился с ней в 2001-м и влюбился как мальчишка. Их постоянно видели вместе на готических тусовках и в лучших клубах Манхэттена. В марте 2004-го Мэнсон совершил нечто фантастическое: преподнес Дите кольцо с бриллиантами в 7 карат и сделал официальное предложение. Свадебная церемония прошла в старинном ирландском замке, жених и невеста были в черном. Этот союз подарил обоим личное счастье и невероятный допинг для творчества. Но в 2007-м пара распалась, по официальному вердикту — из-за несходства характеров. По слухам, Мэнсон попал в больницу с нервным срывом. Монстры тоже плачут.
Любовное настро. Источник: Любовное настро. Автор: Любовное настро Жюль Перро и Карлотта Гризи
Его сравнивали с уродливым гномом, ее — с прелестной бабочкой. К моменту их встречи ей не было шестнадцати, но как полноправный член артистической семьи она уже гастролировала со старшей сестрой: сестра пела, Карлотта танцевала. Тут ее и увидел уже известный хореограф Гранд-опера и сделал предложение, от которого она не смогла отказаться. Дальнейшее развитие событий вторит истории Пигмалиона и Галатеи: он лепил из девочки с хорошими данными балетную звезду. Точнее — одну из первых звезд международного масштаба, каких мы знаем и по сей день. Ради нее он даже ушел из Гранд-опера — начал заниматься ее гастролями.
Тридцатые годы XIX века не располагали к вольностям, на сцену они выходили вместе под именем мадам и месье Перро, однако церковный брак так и не заключили. Время показало, что не напрасно.
А пока впереди были триумф и главный, не считая дочки, плод любви. В июне 1841 года в Париже состоялась премьера «Жизели» — главного романтического балета всех времен и народов. Заглавная партия изначально создавалась для Карлотты, и вокруг нее сам собой сложился громадный круг поклонников. Дальний включал весь парижский свет, а ближний — преданного Жюля Перро, второго хореографа Жана Коралли, автора либретто поэта-романтика Теофиля Готье, партнера по сцене холеного красавца Люсьена Петипа.
С кем из поклонников сошлась Карлотта, точно никто не знает. Однако парижское общество только о том и судачило во всех салонах и гостиных. «Жизель» между тем получила прекрасную прессу и отправилась по мировым сценам вместе со своими авторами. В какой-то момент легкомыслие Карлотты толкнуло Жюля Перро к разрыву. Он уехал в Лондон, но несравненная Гризи его догнала и… вернула. Хореограф продолжал ставить для нее в Англии, России, пока наконец она не предала его еще раз, уехав с родовитым польским магнатом.
Потомкам осталась трагичная романтичная история крестьянки Жизели, преданной любимым графом, но отстоявшей его перед загробными виллисами. В жизни, увы, самопожертвования не случилось.
«Жизель» в Большом театре 15 февраля
«Идеальный муж»
Любовное настро. Источник: Любовное настро. Автор: Любовное настро
Невероятно, но факт: остроумный, хулиганский и отвязный спектакль Константина Богомолова при внимательном взгляде оказывается любовной историей с трагическим финалом.
Коррумпированного госчиновника (Алексей Кравченко) шантажируют видеозаписью его свидания с любовником (Игорь Миркурбанов) — звездой шансона и бывшим киллером по прозвищу Лорд. Чиновник поддается на провокацию, ссорится с женой, расстается с любовником и даже выступает в печати с пламенной статьей против гомосексуалистов. Лорд впадает в меланхолию, читает стихи (впрочем, неприличные) и самоотверженно женится на шантажистке (Марина Зудина) — лишь бы спасти репутацию друга. Все это феерически смешно придумано и озорно сыграно. Непонятно только, как в насквозь ироничной «капустной» истории два брутальных актера умудряются донести до зрителя то невероятное опустошение, что знакомо каждому, кто хоть раз терял любовь. К финалу и вовсе выходит парадокс: ворюга-министр и убийца Лорд оказываются единственными из всех героев, кто способен любить не что-то (деньги, должность), а кого-то и жертвовать во имя любви. А уж чем и для кого именно — неважно. Если вы хоть раз испытали настоящее чувство, согласитесь, что это так.
Спектакль "Идеальный муж" идет 12 и 16 февраля
Ворюга-министр и убийца лорд оказываются единственными, кто способен любить не что-то, а кого-то. А уж кого именно — неважно.