Свобода в «Открытом просторе» определяется территориально. Костнер пользуется классической антитезой: прерии – то, где еще осталась свобода; город – там, где свободы уже нет. О чести речь заходит в тот момент, когда парни-ковбои вступают в схватку с местным олигархом Дэнтоном Бакстром (Гэмбон), шерифом и парой десятков кольтов. А любовь олицетворяет Сью – не юная и не красивая, но просто самая лучшая женщина на свете (Бенинг)…
Если разложить «Открытый простор» на составляющие части, фильм ни дать ни взять настоящий вестерн – жанр, которого не было на наших экранах лет десять. Все правила игры соблюдены: ребята-особисты из прерий, городские законы холодного оружия и кулака, мир на грани первозданной вольницы и кабалы цивилизации. О классическом вестерне дает знать даже долгая завязка с бесконечными деталями и подробностями из жизни скотоводов-аутсайдеров – то, что всегда так мешало милым барышням по-настоящему насладиться этим сугубо мужским зрелищем.
Фантастические по красоте ландшафты, финальная перестрелка, где сражаются не горстка парней против целого полчища, а добро и справедливость против зла и продажности. Точный глаз, быстрые руки, нежное сердце… Примет жанра у Костнера просто через край. И в этом разгадка. В «Открытом просторе» актер показал себя старательным учеником и стойким поклонником.
По сути, он экранизировал собственные представления о вестерне и выразил ему свою бесконечную преданность. В нарушение всех канонов его герои болтают напропалую. В их словах – хрупкость и наив. Это именно тот тип образов, которые создают мальчишки, рассказывая о любимых игрушках. Отнимешь такую – станешь врагом номер один. Выслушаешь излияния души – и друг на годы.