На этой неделе исполняется 106 лет со дня рождения Анны Маньяни. Первая итальянка, получившая «Оскар» и на долгие годы затмившая своей красотой всех актрис по обе стороны океана... «ВД» вспоминает лучшие фильмы с участием той, которую Роберто Росселлини объявил «лучшей актрисой со времен появления кинокамеры».

(1945)

Свой фильм Роберто Росселлини (да, да, папы той самой Изабеллы Росселлини) начал снимать в 1944-м, буквально через пару месяцев после снятия фашистской оккупации, и сценарий кроили буквально «по-живому». Получился почти документальный рассказ о последних днях нацизма, сопротивлении, связавшем людей разных социальных статусов — священника, лидера повстанцев, рабочего и его невесту. За относительно недолгое экранное время, отведенное Маньяни, ее героине удалось показать всю бесчеловечность фашизма, всепоглощающую веру в Бога, верность принципам. Беременной погибнув под автоматной очередью, она навеки закрепила в сознании зрителей трагизм войны, а сама картина мгновенно стала неоспоримой классикой и задала направление всему европейскому неореализму.

(1951)

Трагикомедия еще одного неореалиста, Лукино Висконти. В центре — настоящая итальянская мать, которая всеми правдами и неправдами пытается устроить судьбу своей маленькой дочери. И неважно, что малышка не так уж хороша собой. Неважно, что отец семейства — простой рабочий, выкраивающий из скудной зарплаты пару лир на покупку нового дома. И уж тем более неважно, что соседи крутят пальцем у виска, глядя на сумасшедшую мамашу. Она все спустит на прически, стилистов и гримеров для своей дочурки, которая просто обязана получить роль в новом фильме знаменитой студии «Чинечита». Очень актуальная и в наши дни история отношений между детьми и их жертвенными родителями.

(1955)

Экранизация Дэниэлом Манном не самой сильной, на взгляд критиков, пьесы Теннесси Уильямса принесла Маньяни и «Оскара», и «Золотой глобус», и всемирную славу. Классическая, вроде бы, мелодрама о простой итальянской иммигрантке, живущей в глубинке Луизианны. Потеряв мужа-контрабандиста, она мечтает уберечь от подобной участи дочь, которая в безумии своих 18 лет, как в омут с головой, бросается в отношения с не совсем благонадежным моряком. Но вот незадача, сама Серафина делла Роза неожиданно для себя тоже влюбляется — в бывшего напарника мужа, такого же контрабандиста и раздолбая. Интересно, что играет его Берт Ланкастер, известнейший актер, которым восхищалась героиня Маньяни, Мадаленна Чиконне, в фильме «Самая красивая». Вот такие неожиданные повороты готовит иногда кинематограф.

(1960)

Еще один фильм по сценарию Теннесси Уильямса стал первой крупной работой Сидни Люмета. Это потом он будет оскароносным режиссером, а пока беспрекословно слушается драматурга, который лепит идеальный сюжет. С одной стороны — Леди Торрэнс, в исполнении блистательной Маньяни, с другой Вэл Ксавье — молодой и сногсшибательно красивый Марлон Брандо. Он — музыкант, решивший завязать с распутной жизнью и сбежавший в маленький захолустный городок. Она — жена мерзкого и злобного, прикованного к постели торговца, который сделал ее существование невыносимым. Она тоже хочет сбежать, видя в красавце Вэле — единственный лучик надежды. И, казалось бы, все проблемы можно решить, просто сев в автобус и уехав. Но человеческая жизнь не так проста, и на один маленький плюсик всегда появится огромный минус. Не зря  по накалу страстей многие сравнивают эту картину с небезызвестным «Трамваем «Желание».

(1962)

Самая известная, кажется, на территории всего постсоветского пространства роль Анны Маньяни в фильме Пьеро Паоло Пазоллини. Мама Рома — так зовут бывшую проститутку «далеко за 40». Поднакопив немного денег, она решает завязать с мерзким ремеслом, забрать из деревни своего единственного сына, в котором души не чает, 16-летнего Этторе, и стать честной торговкой на овощном рынке. Материнская любовь в Италии — вещь особенная, культовая и всеобъемлющая, и мама Рома делает все для того, чтобы ее сынок не ступил на плохой путь, никогда не почувствовал всю горечь жизни, которую испытала она сама. Но прошлого не спрячешь, подросток сделает все назло, попадет в тюрьму и навеки разобьет сердце Мамы Ромы. А над неизбывным горем маленькой женщины будет властвовать величественный и глухой к слезам Вечный Город Рим.