Знаменитый либертин XX века, нарушавший все табу, Серж Генсбур был бы доволен: его дочь Шарлотта пошла по его стопам. В фильме Ларса фон Триера «Нимфоманка» она играет женщину, которая ищет и находит себя в сексе с рискованными последствиями.
В фильме «Генсбур: Любовь хулигана», шедшем и в наших кинотеатрах, есть сцена, в которой Серж Генсбур пытается играть с маленькой Шарлоттой — и заканчивается все пальбой из самого настоящего пистолета. Жизнь этой девочки (по крайней мере, пока мама жила с папой) действительно была жизнью на пороховой бочке: Генсбур, как многие гении, был совершенно непредсказуем и часто невыносим в быту. В то время как мать Шарлотты, Джейн Биркин, пыталась дать ей классическое воспитание (обязательные уроки музыки, толстые французские романы), папа таскал ее на рок-концерты и в гости к друзьям, которые были неподходящей компанией для маленькой девочки. С другой стороны, и мама, и даже бабушка Шарлотты были не так просты. Бабуля, Джуди Кэмпбелл, была музой знаменитого драматурга Ноэля Кауарда и, кажется, чуть ли не единственной женщиной, с которой писатель-гомосексуалист завел настоящий роман. Что касается мамы, Джейн Биркин, то она росла в атмосфере «свингующего Лондона» со всеми вытекающими последствиями: была актрисой, моделью, выскочила замуж в 19 лет и сразу же родила первого ребенка, не вылезала из ультракороткого мини и вдохновила марку Hermes на создание именной сумки, о которой уже несколько десятилетий вздыхают модницы.
Шарлотте просто некуда было деваться — с самого рождения она принадлежала к кругу «буржуазной богемы» — с квартирой в Сен-Жермен-Де-Пре, частной школой и семейными вечеринками, на которые заглядывали звезды из самых разных небесных сфер — от кино до политики.
Ее дебютом, первым светским выходом и первым громким заявлением о себе был совместный с папой дуэт. В 12 лет Шарлотта записала клип на песню «Лимонный инцест» — и по сравнению с ней давний скандальный хит Генсбура-старшего Je t’aime… moi non plus («Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»), сопровождавшийся звуками женского оргазма, выглядел совсем уж невинно. В «Лимонном инцесте» юная Шарлотта лежала с папочкой на кровати, обнимала его ноги и пела, что никогда, никогда не любила никого больше. Папочка отвечал ей взаимностью.
)
Понимала ли она, что делает? «О, ну разумеется, — отвечает Шарлотта — Я не была так уж невинна и прекрасно знала значение слова «инцест». Но это не было проблемой. Все происходящее казалось забавным. Да и папе я доверяла — он был гением провокации».
«Лимонный инцест» провел на первой строчке французского хит-парада 10 недель. А скандал с песней не имел для Шарлотты особых последствий. Проблемы в школе начались только после того, как папа под прицелом телекамер сжег 500-франковую банкноту (протестуя против высоких налогов). Тут уж Шарлотта на своей шкуре почувствовала, что это такое — быть в эпицентре скандальной выходки. «На следующий день одноклассники устроили костер из моих тетрадей. Глупые дети».
Но она уже была сама по себе — единственные люди, с которыми Шарлотта считалась, были члены ее семьи. В 1986-м она сыграла в «Шарлотте навсегда», фильме, где режиссером и исполнителем одной из главных ролей значился Серж Генсбур — это была история о сложных отношениях отца и дочери с явным намеком на «комплекс Электры». В 1992-м вышел фильм ее дяди Эндрю Биркина под названием «Цементный сад» — о том, как брат и сестра после смерти родителей вступают в интимную связь (Шарлотта, разумеется, играла сестру). Интересно, что думает по этому поводу ее психоаналитик? «Я не говорю со своим психоаналитиком о папе», — отрезает Шарлотта. А, возможно, следовало бы.
После смерти Сержа Шарлотта мечтала превратить его квартиру на рю Верней в музей — этой идеей она горела 17 лет, но в итоге решила, что ничего не будет. Она прибережет гнездо старого развратника исключительно для себя. «Не хочу, чтобы чужие люди приходили сюда, копались в его вещах… Они и так знают все о папиной жизни. Что касается меня, то только здесь я могу вспоминать папу, скорбеть о нем — я же не могу, как все нормальные люди, пойти на кладбище и положить цветы на его могилу». Да, действительно: могила Генсбура стала местом паломничества фанатов — да и стена дома, в котором он жил, превратилась в копию «стены Цоя» на Старом Арбате. Шарлотта вынуждена пробираться в квартиру с черного хода.
«Когда папа умер, у меня словно отняли ноги. Я начала ходить, только когда у меня появились собственные дети». В год, когда умер Серж, Шарлотта начала жить с мужчиной (и это тоже повод для размышлений психоаналитика). С этим же мужчиной она живет до сих пор — не регистрируя брак, как большинство француженок. Счастливчика зовут Иван Атталь, он тоже актер, и вы его, возможно, помните – он играл рокового мужчину в детективе «Неуловимый» с Софи Марсо. Атталь так же харизматичен, как Генсбур, но отнюдь не гонится за славой. Больше того — предпочитает оставаться в тени своей жены. Шарлотту это полностью устраивает — она и сама не слишком любит, когда ее узнают на улице.
Она гордая мать трех детей (старшему 16 лет, младшему всего два) и одна из самых популярных актрис Франции. Хотя актрисой себя, разумеется, не считает. «Я начала сниматься еще ребенком, на школьных каникулах, и никогда не ходила в актерскую школу. У меня такое чувство, что все это временно».
Нам лично так не кажется. Как и ее отец, Шарлотта Генсбур специализируется на провокации и выбирает самые маргинальные сценарии из тех, что ей присылают. Ну да, играла когда-то Джейн Эйр и Фантину из «Отверженных» — но запомнят ее по взвинченной домохозяйке Бенедикт из «Лемминга», буквально парящей в облаках Стефани из «Науки сна» и, конечно же, по героиням фильмов Ларса фон Триера. «Антихрист», «Меланхолия», теперь вот «Нимфоманка». «Трилогия депрессии», как ее называет сам режиссер. Может, еще поэтому Шарлотте так нравится у него сниматься: «Работая с Ларсом, ты так беспокоишься за его психическое здоровье, что забываешь о своем собственном».
Кстати, маме очень нравятся все ее фильмы. «Я читала ей сценарий «Нимфоманки» по телефону, и она хохотала до слез».
Сумасшедшая семейка, что и говорить.