«Ваш досуг» отобрал десять фильмов, которые обязательно стоит посмотреть на Московском кинофестивале.
«Самый опасный человек»
Подозреваемый в терроризме русский беженец проникает в Германию, где намерен просить политического убежища. Барышня-адвокат ему верит, а боссы разведки — нет. Третий фильм клипмейкера и фотографа Антона Корбейна — самая породистая и именитая лошадка в конкурсной программе. Смотреть стоит ради не только фирменной красоты картинки и грандиозного Сеймура Хоффмана, сыгравшего здесь одну из последних ролей, но и ради нашего Григория Добрыгина. Экранизация романа Джона Ле Карре.
«Два дня, одна ночь»
Новый шедевр братьев Дарденнов (большинство критиков в Каннах уверенно прочили картине победу), известных гуманистов, но гуманистов на диво трезвомыслящих. Фестивальные любимцы, да, но широкому зрителю не стоит их бояться, ведь каждая картина Дарденнов — более или менее о тебе и обо мне. Героиню Марион Котийяр не сократят на работе лишь в том случае, если коллеги откажутся от бонусов — и она отправляется в обход по домам. Куда уж актуальнее и насущнее.
«Да и да»
Высказывание Валерии Гай-Германики на тему «сука-любовь», сдобренное психоделическими снами и завернутое в плотные слои современного искусства. Помимо юных главных героев в кадре фигурируют Александр Виноградов и Владимир Дубосарский — творческий тандем русских художников с мировым именем. По обыкновению, немного нервно.
«Дитя божье»
Девятый — и лучший — режиссерский фильм 36-летнего актера Джеймса Франко, видного голливудского трудоголика. Экранизация романа Кормака Маккарти («Старикам тут не место», «Советник»), а значит, все очень мрачно и круто. Перед нами «Калина красная» наоборот: социум не принимает бывшего зэка. Уйдя в лес, он находит себе сговорчивую компанию из двух мягких игрушек на правах друзей и девичий труп в качестве возлюбленной, с которым он ведет задушевные беседы и после краткого курса ухаживания вступает в половые отношения. Местных это все почему-то напрягает.
«Добро пожаловать в Нью-Йорк»
Фильм стоит посмотреть не только потому, что ММКФ без бенефиса русского гражданина Жерара Депардье — не ММКФ (в прошлом году спрыснули «Распутиным»). Во-первых, это новый проект Абеля Феррары, одного из самых ярких деятелей «новой голливудской волны» 1970-х, режиссера талантливого, хотя и неровного. Во-вторых, в основу положен сексуальный скандал с бывшим президентом международного банка Домиником Стросс-Каном (Стросс-Кан на кино обиделся). В-третьих, Депардье впервые со времен бурной творческой молодости образца «Вальсирующих» появляется на экране совсем-совсем голеньким — ну, это уже на любителя.
«Бродячие псы»
Хроника кочевой жизни человека-рекламного щита, двух его деток и жены, до такой степени эпизодической, что как будто даже мистической (не зря ее играют три разных актрисы). Горько, поэтично, трогательно, душераздирающе — и при этом очень красиво, из тех фильмов, когда каждый кадр хоть на стенку. На счету Цая Минляна — награды всех ведущих европейских киносмотров.
«Комбинат «Надежда»
Драма на тему легко ли быть молодым в суровом даже летом Норильске. Нет, нелегко, и не зря две героини-подруги, интеллигентная дочка актрисы местного театра и проститутка, мечтают оттуда вырваться — в Москву, в Москву. При всем безысходном замесе, фильм умудряется избежать чернухи, а в облаках ядовитых заводских испарений намечается какой-никакой, а просвет. Мощный полнометражный дебют Натальи Мещаниновой, ученицы Марины Разбежкиной.
«Танец реальности»
Новый фильм молчавшего двадцать лет мексиканского классика Алехандро Ходоровски — обращение к собственному детству, в котором мальчика любили, как умели, сталинист-папа и эксгибиционистка-мама. Было бы очень грустно, кабы не было так красиво. По земле скачут белые кони, по небу летят белые шары, разбивает шатры цирк уродов, пляшут скелетики. За разгул сюрреализма и ностальгический флер картину сравнивают с «Амаркордом» Феллини — оправданно.
«Зал Джимми»
Нагляднейшее пособие, как мир буржуазных ценностей толкает нормальных людей в ряды коммунистов. В 1930-х ирландец Джимми Гролтон открывает на семейной ферме салон, где гости танцуют под новомодный бесовской джаз. На Джимми заточат зуб церковники, которые сперва устроят на вечеринке стрельбу, потом взорвут заведение, а самого Джимми вышлют с острова. Впоследствии любитель поплясать станет одним из лидеров ирландской компартии, которой, как известно, горячо симпатизирует и сам режиссер Кен Лоуч. Не только марксист, но и талантливейший мастер — поспешите в этом убедиться.
«Мой Аттила Марсель»
Игровой дебют Сильвена Шомэ, создателя двух отличных мультфильмов «Трио из Бельвилля» и «Иллюзионист» и ценителя всего прекрасного. Как и анимационные работы автора, история инфантильного пианиста, живущего при двух тетках, ломится от причудливых персонажей и чудесных деталей, которые, как в образцовой лавке старьевщика, непременно хочется получше рассмотреть и покрутить в руках.