Британский режиссер американского происхождения, создатель «Воображариума доктора Парнаса» и антиутопии «Бразилия» Терри Гиллиам представил в Москве свою новую картину «Теорема Зеро». Живой классик рассказал «ВД» о новой картине и не только.

После выхода «Воображариума доктора Парнаса» прошло пять лет. Ваш новый фильм очень ждали. О чем он?

«Теорема Зеро» — это беглый взгляд на мир, в котором, как мне кажется, мы живем сегодня. Меня заинтересовал сценарий Пэта Рашина, потому что в нем задано немало существенных вопросов. Что придает смысл нашей жизни? Что делает нас счастливыми? Может ли человек найти уединение в мире, полном ограничений и зависимостей? Мы постарались сделать честный, смешной, красивый и динамичный фильм о современном человеке, ждущем звонка, который изменит его жизнь, об отношениях и потребности любви. Симпатичные характеры, мудрые и остроумные диалоги.

Были ли какие-то сложности во время работы над фильмом?

Конечно, были, как же без них. Бюджет оказался на две трети меньше, чем планировалось: восемь миллионов долларов против предполагавшихся 25. Съемки в Бухаресте, времени в обрез. В последнюю рабочую неделю мы буквально засыпали от усталости. А в остальном — все прошло легко.


Пришлось ли вам сокращать ленту по требованию продюсеров, как это было с «Приключениями барона Мюнхаузена», «Бразилией», «Братьями Гримм» ?

На этот раз я полностью контролировал весь процесс работы над фильмом, зрители увидят режиссерскую версию. Она не очень понравилась продюсерам, которым всегда нужен хеппи-энд. Больше того, в сценарии сначала тоже был хеппи-энд, но я понял, что получится вранье.



В ваших фильмах всегда снимаются звезды первой величины. Как вы выбираете актеров?

Наверное, срабатывает мой инстинкт. Когда мне для «Теоремы Зеро» предложили Кристофа Вальца, то я сказал, что это замечательно. Так ведь он и впрямь идеально подходит для роли. Всегда хотелось поработать с Тильдой Суинтон — и роль, которую я предложил, ей понравилась. То же самое с Дэвидом Тьюлисом. Но проще всего было с Мэттом Дэймоном. Я послал ему емейл с предложением сняться в небольшой роли, пообещал выслать сценарий. А он ответил примерно следующее: можешь не присылать, у тебя я готов сниматься в чем угодно. Вот как все работает.

В начале июня в лондонском «Колизее» прошла премьера поставленной вами оперы «Бенвенуто Челлини». Раньше вы работали с Вячеславом Полуниным над шоу Slava's Diabolo. Чем вас привлекают театральные постановки?

Слава предложил мне заняться постановкой его шоу. Но я ответил, что не хочу вмешиваться в его задумки, лучше просто поработать вместе. Он режиссировал, а я помогал ему дельными советами. Поставить оперу мне предлагали еще в молодости. И вот три года назад я решился — захотелось ненадолго отвлечься, заняться чем-то новым. Черт, «Проклятие Фауста», сделанное для Английской национальной оперы, оказалось удачным! Пришлось продолжать. У «Бенвенуто Челлини», по-моему, еще больший успех. Как бы не увлечься, раз у меня с оперой настолько складывается.



А теперь вопрос о «Монти Пайтон». Почему вы решили воссоединиться спустя 30 лет после распада группы?

Причина воссоединения очень простая — мы проиграли судебное дело и потеряли на этом целое состояние. Джону Клизу нужно расплачиваться за свой развод. На Терри Джонсе висит ипотека. И вот мы встретились и стали думать, как решить эти финансовые проблемы. Так и возникла идея провести одно шоу «Монти Пайтон» 1 июля на лондонской арене О2. Билеты разошлись за рекордные 43 секунды с момента продажи. Пришлось добавить еще девять выступлений. Лишние деньги никогда не помешают. Хотя, честно говоря, меня печалит перспектива этого воссоединения. Мы столько сделали для того, чтобы построить самостоятельные карьеры, а теперь скатываемся назад.

Чем вы собираетесь удивлять зрителей на своих представлениях?

Тем, что мы еще живы. Вообще нам самим интересно, что из всего этого получится. Ведь последний раз мы вместе выходили на сцену еще молодыми. Думаю, что публике все это понравится, и надеюсь, что мы сами хорошо повеселимся.

Будут ли другие выступления, помимо лондонских?

Нет, ничего другого мы не планируем. Правда, нас очень уговаривали, чтобы мы поехали с концертами в Америку в следующем году. Но у каждого расписание переполнено собственными проектами. Хотя про будущее ничего не известно наверняка. Например, двадцать лет назад мы говорили, что никогда не воссоединимся. Нам нельзя доверять.

Какой следующий фильм вы планируете снимать?

Это многострадальная картина «Человек, который убил Дон Кихота», работа над которой идет долгие годы. Надеюсь, что на этот раз все сложится нормально. Сценарий каждый раз переписывается, детали меняются, но это тот же самый фильм. Молодой испанский продюсер Адриан Герра сейчас подыскивает места для съемок, мы вместе отбираем. Надеюсь, к концу года приступим к съемкам.

Правда ли, что вы не любите кинокритиков?

Я не люблю глупых критиков. Когда хорошие критики пишут отрицательные рецензии, но по делу, то мне это нравится. Но глупостей куда больше. Проблема кинокритиков в том, что им приходится смотреть и обозревать слишком много фильмов. Сорок лет назад критик выбирал одну картину в неделю и писал о ней. А сейчас правила игры сильно изменились, и штучный процесс, требующий внимательного подхода, поставлен на поток.