В субботу вечером подвели итоги 36-го Московского кинофестиваля.
«Золотой Святой Георгий», лучшая мужская роль
«Мой мужчина»
(Япония)
Нельзя сказать, чтобы у критиков картина ходила в числе фаворитов, но выбор жюри не обескураживает; сделано крепко. Родители крохи Ханы гибнут в землетрясении 1993 года, и опекунство над ней берет Дзюнго, бобыль туманной и явно непростой судьбы. Спустя годы отношения «отец — дочь» сменяются любовными, потом Хана начинает собственную жизнь, встречается с другими и выходит замуж, но опекун так и остается главным мужчиной и любовником в ее жизни. Тех, кто имеет что-то против, герои убивают. Сюжет справедливо сравнивают с «Лолитой», но тут еще фирменный японский замес: в какой-то момент выяснится, что персонажи еще ближе друг к другу, чем предполагали, однако метаться будет поздно. На месте и национальное чувство прекрасного: белый-белый снег, черная-черная вода, красная-красная кровь, как не залюбоваться, к чему 130-минутный метраж и располагает.
Лучший режиссер
Валерия Гай Германика, «Да и да»
(Россия)
История школьной учительницы Саши, которую в силу юности, напротив, пытаются поучать все вокруг: не кури, береги честь смолоду, когда ты уже повзрослеешь. Саша закономерно срывается: ударяется в роман с концептуальным художником — молодым, однако же завтракающим водкой («Да и да» — это еще и экскурс в мир московской богемы с ее яркими представителями в эпизодических ролях: Дубосарский и Виноградов, Виктор Пузо). Новый фильм Гай Германики — точно самый обсуждаемый из конкурсной программы, причем полемика носит гендерный характер. Мужчины-критики большей частью полагают картину утомительной истерикой, а их коллеги-женщины — убедительной хроникой настоящей любви, которой не писаны ни законы логики, ни какого-то там кинематографа. В фильме много и с удовольствием ругаются матом, что, как известно, с 1 июля будет запрещено российским законодательством. Для широкого проката звуковую дорожку перепишут, а пока спешите видеть и слышать картину в «Пионере» и «Гоголь-центре».
Лучшая женская роль
Наталка Половинка, «Братья. Последняя исповедь»
(Украина)
Основанная на шведском литературном сюжете история о двух братьях, которые десятилетиями вздорят и вечно что-то делят — в том числе и жену одного из них, учительницу с блаженной улыбкой, добрым нравом и щеками румяности столь выдающейся, что под обаяние исполнительницы главной роли попали и члены жюри. Художественные достоинства украинской картины умерены, и присуждение награды — шаг, возможно, отчасти политический. Но при этом политически же правильный.
«Серебряный Георгий», спецприз жюри
«Свет моих очей»
(Турция — Франция)
Драма о начинающем режиссере, который рискует ослепнуть (отстает сетчатка глаза), но, понятно, не сдается, выполнена в распространенном формате гимна величию человеческого духа. От чрезмерного пафоса спасает убедительность, поданная через бесхитростный, но действенный художественный прием (в какой-то момент экран надолго становится черным на три четверти; дескать, почувствуйте, каково) и самоирония. Авторы могут ее себе позволить, поскольку картина автобиографическая.
Приз зрительских симпатий
«Белый ягель»
(Россия)
Вполне типовая и, следовательно, вполне зрительская мелодрама (девушка сельского героя уехала в город, он женится на другой, но сохнет-то по беглянке), берущая, однако же, свое богатством фактуры. Ямало-ненецкая тундра, нравы и обычаи (убедительное жертвоприношение оленя), герои в чуме ждут рассвета, и рассвет, безусловно, последует. Режиссеру Владимиру Тумаеву нужно отдать должное: пробирает.