Вручение наград на 71-м Венецианском кинофестивале  — нечастый случай, когда основные награды абсолютно заслуженно нашли своих героев. 

«Золотой лев»

«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»

Большинство критиков солидарно с выбором жюри: «Голубь» — объективно лучший фильм, представленный в конкурсной программе. Интриги добавляет то обстоятельство, что перед венецианским триумфом картина была отвергнута в Каннах. Мотивация — автор повторяется. «Голубь» действительно похож на предыдущие работы Роя Андерссона, самого, наверное, известного на сегодня шведского режиссера. Но это как раз логично: перед нами завершающая часть трилогии, начатой лентами «Песни со второго этажа» и «Ты, живущий» (каждая снималась семь лет). Лица артистов-непрофессионалов по обыкновению мучнисто-белы, всякая сцена — виртуозно снятый (Андерссон вдохновляется брейгелевскими «Охотниками на снегу») философский анекдот. Режиссер по обыкновению утверждает, что фильм ничуть не потеряет, если (основательно, надо думать, заморочившись) смотреть эпизоды в произвольной последовательности. Главные герои — два неудачливых коммивояжера, торгующих шуточным ширпотребом (накладные вампирские клыки, «подушечки смеха»). Плюс еще десяток-другой ярких личностей — например, вваливающийся в современное кафе будто прямиком из учебной литературы про Полтавскую битву король Карл XII.

«Серебряный лев»  

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

Сюрприз из разряда вдвойне приятных. Во-первых, хорошо, что второй по значимости приз — за режиссуру — наш. Во-вторых, не секрет, что от Андрея Кончаловского никто свершений не ждал (в новом веке он не снял ничего приличного: «Дом дураков», в 2002 году отмеченный в той же Венеции специальным призом, — кино сколь слабое, столь и конъюнктурное). Иное дело — «Белые ночи», сделанная с какой-то моцартианской легкостью и любовью притча. Снято в деревне и с деревенскими же жителями в кадре (главный герой, почтальон, у которого крадут жизненно важный для работы лодочный мотор, — действительно почтальон). Как и Рой Андерссон, Кончаловский доверился непрофессионалам и не прогадал. Очень красиво и очень душевно, с обилием ненормативной лексики, поэтому на сегодняшний день перспективы проката фильма на чопорной отчизне туманны. Режиссер пообещал в скором времени выложить фильм в интернет.

Гран-при

«Взгляд тишины»

Вторая часть документальной дилогии Джошуа Оппенхаймера, посвященной массовым репрессиям в Индонезии в середине 1960-х. В первом фильме главными действующими лицами были палачи, и сейчас неплохо себя чувствующие. В центре сюжета новой ленты — жертвы и их потомки, которые ничего не забыли и ничего не простили. Страшное и поучительное кино о том, что люди не учатся на собственных ошибках и, как бы далеко ни заводил нас прогресс, по-прежнему не могут придумать ничего умнее, как массово убивать друг друга.