«Полночь в Париже»
Наконец-то одна из самых небанальных достопримечательностей Парижа — знаменитые катакомбы — отметилась на экране: в кинотеатрах выходит ужастик «Париж — город мертвых». Но Париж, как известно, может быть разным: романтичным, сексуальным, жестоким. Мы вспомнили, в каких еще ракурсах видели этот город режиссеры.
Париж богемный
«Полночь в Париже»
2011. Р: Вуди Аллен
«Полночь в Париже»
Самый коммерчески успешный фильм Вуди Аллена — и нас это совершенно не удивляет. Потому что, во-первых, действие происходит в Париже, а во-вторых, перечень главных и второстепенных персонажей — это готовая «ЖЗЛ». Голливудский сценарист (Оуэн Уилсон) волшебным образом переносится в «золотую эру» — Париж 20-х, где буквально толкаются локтями звезды литературной и художественной богемы. Он пьет шампанское в компании Фрэнсиса и Зельды Фицджеральд, слушает джаз в живом исполнении Коула Портера, делится мыслями с Хемингуэем и влюбляется в очередную музу Пабло Пикассо. Париж на экране выглядит точно так, как мы его себе представляем по старинным открыткам — еще не засоренный туристами Монмартр, общедоступное кабаре «Мулен Руж» и никакого новодела! Единственная допущенная вольность — знаменитый шедевр Ван Гога «Звездная ночь», который мы видим на афише фильма, но который никак не связан с «городом огней»: художник написал его в Провансе, в городке под названием Сен-Реми.
Париж романтический
«Амели»
2001. Р: Жан-Пьер Жене
Романтические девушки всех возрастов уверены, что Париж объединяет одинокие сердца. Это, конечно, миф, но такой заманчивый! И «Амели» — идеальная иллюстрация этого мифа: скромная официантка Амели Пулен находит путь к сердцу мужчины с помощью множества ключиков и загадок. «Амели» — настоящий квест по Парижу, и недаром до сих пор в городе водят тематические экскурсии по его мотивам. Кафе «Две мельницы» (rue Lepic, 15) — место паломничества японцев с фотокамерами. В зеленной лавке Maison Colignon, fondee 1956 можно купить апельсинов (насчет мешка с фасолью, куда Амели любила запускать руку, мы точно не уверены). У подножья холма, над которым возвышается Сакре-Кер, бросьте монетку музыканту — хотя бы в память о том, что именно сюда хитрая Амели заманила Нино («Mr Quicampoix, следуйте по стрелкам и держите монету в 5 франков наготове…»). А вот телефонных автоматов тут нет, они были установлены специально для фильма. Бросьте камешек в канал Сен-Мартен и (если вам уже исполнилось восемнадцать!) зайдите в порномагазин, где Нино работал на полставки — это заведение под названием «Палас» (рядом с Place Blanche) по-прежнему исправно функционирует. Если вы все сделали правильно, будет вам счастье.
Париж сексуальный
«Последнее танго в Париже»
1972. Р: Бернардо Бертолуччи
«Последнее танго в Париже»
Вспомните французские фильмы: в двух случаях из трех они будут про адюльтер или про иные, не слишком одобряемые традиционной моралью связи. Лучший гид по такому Парижу — «Последнее танго…» Бернардо Бертолуччи: фильм о том, как разочарованный в жизни американец средних лет заводит роман с совсем юной француженкой. Они встречаются в пустой съемной квартире в не самом людном квартале. Они не желают знать имен друг друга. Они экспериментируют — так, как не решились бы со своими законными партнерами и супругами (да, мы имеем ввиду «ту самую» сцену с маслом). Правда, просто секс оборачивается большой любовью — и именно поэтому станция метро на мосту Bir-Hakeim между 15-м и 16-м округами служит таким же культовым местом для влюбленных, как и любая географическая точка из «Амели».
Париж социальный
«1+1»
2011. Р: Оливье Накаш, Эрик Толедано
Туристу, заехавшему в город на наделю, это не слишком заметно, но Париж — город совсем не равных возможностей. Лучше всего, на наш взгляд, это иллюстрирует новелла из альманаха «Париж, я люблю тебя» «Вдалеке от 16-го округа» Вальтера Саллеса. Молодая женщина, оставив своего крошечного ребенка в государственных яслях где-то на окраине, едет с множеством пересадок в центр, в богатый буржуазный дом, где поет колыбельную точно такому же, только чужому малышу (жизнь слишком дорога, чтобы сидеть на пособии дома, приходится работать няней). Но в фильме «1+1» (оригинальное название — «Неприкасаемые») социальное неравенство еще более очевидно: безработный чернокожий эмигрант устраивается сиделкой к богачу-аристократу, прикованному к инвалидному креслу. Спальные районы Парижа, где марихуану курят даже маленькие дети, сменяет район особняков и «османновских» широких проспектов, а дешевая сладкая газировка контрастирует с винами, которые стоят целое состояние.
Париж гурманский
«Рататуй»
2007. Р: Брэд Берд
Да, это мультфильм, причем американский — но именно он приходит в голову при словосочетании «французская высокая кухня». Маленький крысенок Реми — не только представитель презренного отряда фауны, но еще и провинциал (а для сноба-парижанина еще неизвестно, что хуже). Но он хочет стать шеф-поваром — и покоряет мекку гурманства, сам Париж! Ресторана Гюсто, где Реми начинает свою карьеру, спасая испорченный суп, конечно же, не существует — но его прямым прототипом является знаменитое заведение Tour d’Argent (метро Pont-Marie), обладатель трех мишленовских звезд, чьими посетителями в разное время становились королева Елизавета и Чарли Чаплин.
P. S. Гурманам дальше не читать!
Фигурирующий в «Рататуе» магазин с мертвыми крысами на витрине, предлагающий покупателям весь спектр различных ядов, существует на самом деле. Он находится по адресу 8, rue des Halles в первом округе Парижа, открыт в 1872 году.