Подведены итоги 65-го Берлинского кинофестиваля. «Серебряный лев» за операторскую работу — наш.

«Золотой медведь» за лучший фильм

«Такси»

Трагикомическая хроника одного дня из жизни иранского таксиста; он вроде бы и задал сам себе установку на «невмешательство» — пусть мир вообще и салон автомобиля в частности хоть на голове стоит, а его дело крутить баранку, — но придерживаться ее трудно; уж больно беспокоен пошел клиент. Едва ли не с каждым новым пассажиром картина меняет жанр: то мелодрама, то комедия, то гангстерский триллер. За рулем — сам режиссер Джафар Панахи, которому один из клиентов так и говорит: «Ба! Да это же Джафар Панахи». Получить награду лично фестивальный любимец по обыкновению не смог: в родном Иране он невыездной. Да, мотивы награждения отчасти политические (а Берлинале славится своей политизированностью). Но «Такси» действительно хорошее, не по-фестивальному развлекательное даже кино.

Гран-при жюри

«Клуб»

Чилийская драма с элементами детектива: небольшой особняк населен католическими батюшками, нагрешившими и отлученными от служения. Беспокойную компанию держит под контролем монашка, а священники, чтобы чем-то себя занять, разводят гончих для собачьих бегов. После визита в дом мужчины с психикой, изломанной церковной педофилией, один из герой кончает с собой; прибывает следователь из Ватикана. Кино, безусловно, антиклерикальное, но с элементами иронии и неожиданным светом в конце беспросветного, казалось бы, тоннеля.

«Серебряный медведь» за режиссуру

«Тело»

Польское кино об отцах и детях. Родители несчастны, дети больны, а то и вовсе мертвы (у полицейского сыщика дочь страдает анорексией, сын женщины-психотерапевта погиб). Картину отличает местами людоедский причудливый юмор: авторы как будто так и не смогли договориться, что снимают — актуальную драму или черную комедию. Не самый очевидный выбор жюри.

«Браво!»

Историческая фреска, посвященная преследованиям цыган в Румынии. Жизнерадостность «Джанго освобожденного» встречается с пафосом «12 лет рабства». Ничего особенно выдающегося — в творческом плане — увы, не выходит.

«Серебряный медведь» за операторскую работу

«Под электрическими небесами»

Русско-украинская антиутопия Алексея Германа-младшего: катаклизмы происходят не в большом мире (естественно, беспокойном), но в первую очередь в головах дюжины колоритных персонажей, ведущих борьбу за исторически ценный подмосковный луг. Кино не самое простое для понимания, но очень красивое. «Незабываемое», как сказал на пресс-конференции председатель жюри Даррен Аронофски, который сам, особенно в ранних работах, тяготел к притчам и выкрученному до максимума совершенству картинки.

«Виктория»

Главная героиня, тапер в кафе, сводит ночную дружбу с компанией незнакомых парней и пускается во все тяжкие: становится соучастником ограбления. Криминальный городской романс не читает морали и действительно очень лихо снят: два часа пролетают соколом.

Лучший сценарий

«Перламутровая пуговица»

Снятое в Чили поэтическое документальное исследование на тему природы диктатуры, которая может зародиться от любого пустяка — хоть бы и от той же пуговицы.