Рассказываем, кому, за что и почему. 

«Золотая пальмовая ветвь»

«Дипан»

Жак Одиар снимает кино 20 лет, но мировое признание пришло к нему с выходом в 2009-м «Пророка». Неспешная, но мощная криминальная драма немедленно дала повод заговорить об Одиаре как о флагмане современного французского кино (на тот момент как будто растерявшего былые позиции). «Ржавчина и кость» публику скорее озадачила, а новейший «Дипан» встретил среди фестивальных критиков еще менее вежливое недоумение. Не по-хорошему простецкая история парижских злоключений индийского эмигранта смотрится еще скромнее на фоне конкурентов, ходивших в фестивальных фаворитах — например, «Молодости» Паоло Соррентино. Мотивы странного выбора жюри под управлением братьев Коэн толкуют просто: не хотели обижать страну-хозяйку.    

Гран-при

«Сын Саула»

История еврея Саула, который состоит при печах в Освенциме: сжигает трупы казненных. В одном из тел он опознает (или уверяет себя, что опознал) сына — и решает похоронить его по-людски в соответствии с традициями. Полнометражный дебют венгра Ласло Немеша — полтора часа кромешного беспримесного ада — произвел сильное впечатление на зрителей; именно ему прочили главную награду. Налицо не только понятный гуманитарный пафос, но и снято очень круто. Ощущения примерно как от «Трудно быть богом» — что называется, смотреть трудно, но нужно. 

Лучший режиссер

Хоу Сяосянь. «Убийца»

Из главной героини, живущей в Китае в IX веке, с малых лет делают элитную наемную убийцу на государственной службе и вот дают первый заказ: убить мятежника, в которого девушка когда-то была влюблена. Сюжет, нанизанный на проблему морального выбора, развивается несколько менее предсказуемо, чем можно было бы подумать. Но и на зажигательную динамику, по умолчанию присущую «боевикам с восточными единоборствами», не рассчитывайте; тут вам не Джеки Чан. Что альковно-любовную, что военную хореографию авторы воспроизводят с гурманской — отчасти издевательской —неспешностью. Красиво.    

Лучший сценарий

Мишель Франко, «Хроник»

Как и «Сын Саула», не самое легковыносимое кино на свете: герой Тима Рота обстоятельно ухаживает за смертельно больными, но цепляющимися за жизнь пациентами, а в финале получает неутешительное в его случае, но веское доказательство, что век земной отмерен не нами, и далекой от рефлексии смерти не принципиально, кого прибрать первым — обреченного ли доходягу, здоровяка ль. Практически стандарт типового фестивально кино со всеми плюсами, но и не менее жирными минусами.  

Приз жюри

«Лобстер»

Едва ли не единственный фильм-призер, чье награждение не вызвало ни нареканий, ни вопросов, — фантасмагорическая антиутопия о недалеком будущем, где каждый человек должен непременно жить с партнером; хоть убейся, а найди свою половинку (союзы строго проверяют на предмет фиктивности). Не срастается? Мизантроп? Хочешь куковать бобылем? Тогда тебя превращают в какую-нибудь зверушку/птичку/рыбку и отправляют в лес (где на зверушек регулярно охотятся). Главный герой не прочь стать лобстером.