Она решила покончить с собой. Он ее спас. В знак благодарности, а может, еще из каких-то лишь ей одной ведомых побуждений она сделала ему минет, а потом предложила деньги за то, чтобы он несколько ночей подряд приходил к ней, смотрел на ее тело и говорил с ней о том, что он видит…
Если подходить к фильму Брейя с традиционными жанровыми мерками, то «Порнократия» – типичная мелодрама. Если же брать по смыслу и форме, то картина не что иное, как давний и в кино не слишком жалуемый философский диспут. Четыре вечера, четыре беседы. Четыре попытки выразить словами то, что вербализации не поддается в принципе, – специфику взаимоотношения полов.
В этой связи обращение к сверхоткровенным, абсолютно порнографическим сценам, в которых блистают Амира Касар и известный специалист по «обнаженке» Рокко Сиффреди, не случайность. Порнография позволяет максимально точно проговаривать все эти излюбленные Брейя идеи о мазохизме женщин и жестокости мужчин, о сексуальных отношениях как системе насилия и подчинения.
А с другой стороны, именно порнография делает фильм «цепляющим», заставляющим смотреть себя и слушать. Впрочем, нельзя не признать, что и первое, и второе дается нелегко. Наверняка немало найдется тех, кто будет просто не в состоянии проглотить терпкую настойку, приготовленную на этот раз француженкой-феминисткой. Все в ее картине интенсивно и откровенно на грани патологии.
Брейя не лжет и не преувеличивает, когда говорит о том, что ее персонажи обнажают не только тело, но и душу. Она, не стесняясь, забирается со своей камерой в самые интимные места человеческого организма, будь то половые органы или само подсознание.
Это эстетика сакрального, инициационного эксгибиционизма – телесно-душевного стриптиза, который редко практикуется в жизни, вызывает жуткую агрессию у простых обывателей, но, с другой стороны, является едва ли не единственным языковым средством, определяющим современного индивида от «а» до «я».
Катрин Брейя о «порнократии»:Термин был изобретен древними греками по тому же методу, что и демократия. Но демократия означала власть народа, причем из этого народа исключались женщины. В Древней Греции женщина не имела никаких прав. Но тем не менее женщины жили с мужчинами и подспудно имели огромное влияние на происходящее в стране. Греки очень переживали по этому поводу и называли это порнократией – подпольной властью женщин. С их точки зрения, с порнократией надо было бороться, всеми средствами искоренять влияние женщин на политику.
Интеллектуальное порно: 5 знаменательных датФестивальный экран всеяден. Использование фрагментов порнофильмов и участие порнозвезд в продукции независимых киностудий давно уже не редкость. Полная «обнаженка» почти полвека как один из элементов режиссерских интеллектуальных игр. И в этом смысле вполне законно говорить об интеллектуальном порно. Итак, пять фактов из истории вопроса:
1977 Один из самых знаменитых фестивальных киноскандалов. Германские наблюдатели за нравственностью объявили «Империю чувств», отобранную для показа в рамках Берлинского кинофестиваля, порнографией. Прокуратура даже конфисковала ленту.
1999 В «Романсе» снялся «порно-стар» Рокко Сиффреди. Катрин Брейя показала интим во всех подробностях, попутно «загрузив» зрителей собственными философскими размышлениями на тему о причинах женской неудовлетворенности.
2001 «Интимность» признана лучшим фильмом Берлинского кинофестиваля. В картине превалируют совокупляющиеся обнаженные тела, далекие от фотомодельных стандартов. Патрис Шеро показал интимную жизнь такой, какая она есть, и благодаря Берлинале установил новые границы дозволенного на экране.
2001 «Пианистка» удостоена Гран-при в Канне. В картине используются кадры порнофильмов, героиня режет бритвой свои половые органы и предлагает юному ученику садомазохистский интим.
2002 «Киска с двумя головами» – еще одна значимая страница в летописи интеллектуального порно: впервые на экране была продемонстрирована жизнь завсегдатаев порнокинотеатров.