Вместе они создали «Американское великолепие» – историю в картинках, живописующую тоскливые будни обычных клерков. Шел 1976 год. Новое издание смели с прилавков книжных магазинов в один момент… «Американское великолепие» великолепно тем, что не имеет ничего общего с бэтменами, суперменами и прочими сверхчеловеками из книжек с картинками. Это реальная история о ныне живущих людях, альтернативный вид комиксов, откровенных и жестких. Если искать параллели в большой литературе, то стоит вспомнить Диккенса и Золя.
То, что описывал Пекар и рисовал Крамб, есть не что иное, как исповедь пигмея жизни, маленького американца, на которого сваливаются всевозможные беды – от хронической усталости до раковых опухолей. В хаосе жизни он надеется лишь на просвет «между выходом на пенсию и смертью». Его существование бесперспективно, поэтому и рассказ о нем ведется в утрированно надсадном тоне. Фильм словно запрограммирован на скуку и усталость от просмотра.
При этом скука и усталость подаются в необычайно изысканной упаковке. Режиссерам удается создать фантастический сплав двух диаметрально противоположных художественных подходов – документалистики и комикса. Как в калейдоскопе, кадры с прототипами персонажей сменяются игровыми эпизодами с профессиональными актерами и титрами «в облачках». Получается объемная конструкция об андеграундных комиксах 70–80-х, о внезапном успехе и просто о жизни. Альтернативная точка зрения на известные (и не очень) явления, которую стоит оценить хотя бы за это.