Библиотекарша с манерами Моники Беллуччи игнорирует сохнущего по ней сослуживца. Ей не до флирта, под подушкой она прячет не фото любимого и не дамский роман, а «Святое семейство» Маркса и Энгельса. Это еще что... Всего через пару дней она будет прятать Альдо Моро, премьер-министра Италии, которого похитили приятели Кьяры из группировки «Красные бригады». Чего они хотят? Изменить строй, получить выкуп или ответить насилием на беспредел властей? Фильм Марко Белоккио ответа не дает. Возможно, потому, что поставлен по мемуарам террористки, которая старалась выгородить себя и договорилась до того, что убила Альдо Моро… из-за любви. Или потому, что реальные события 1978 года мало волнуют режиссера.
Но зачем тогда снимал? А вот зачем. Во-первых, стилизация под 70-е сегодня в моде. Во-вторых, сейчас все клеймят насилие. Достаточно взглянуть на режиссера Майкла Мура («Боулинг для Колумбины»), которому за темперамент пламенного трибуна прощаются самые дешевые штампы. Белоккио идет нехитрым муровским путем: вклеивает хронику; подпускает в драматические минуты «Пинк Флойд»; изображает Альдо Моро мудрым старцем, готовым жертвовать собой. Чтобы фильм не казался тупым, режиссер навтыкал в этот коктейль «интеллектуальных флажков». «Святое семейство» Маркса и Энгельса, скажем, критикует лидеров, стремящихся идти впереди масс. Название фильма взято из Эмили Дикинсон, только тире в нем заменено запятой, что меняет смысл. Копаться в таких тонкостях можно долго, если интересно. Но надо ли?..