В «Стране приливов» Джефф Бриджес играет роль, которая преследует его уже 30 лет - роль добродушного и обаятельного хиппи, продавшего все свои таланты за выпивку и хороший косяк. С настоящим Джеффом Бриджесом этот образ ничего общего не имеет.
По крайней мере, сейчас. Его юность (Джеффри Леон Бриджес родился 4 декабря 1949 года) пришлась на эру битников и «детей цветов», и он на некоторое время поддался всеобщему помешательству. Заметив это, отец Джеффа, знаменитый актер Ллойд Бриджес, отдал сына в военное училище. От Вьетнама его спасли только связи и работа в кино.
Мастер на все руки
С равным успехом Джефф мог стать художником. Или фотографом. Или музыкантом. Небеса одарили его всеми этими талантами одновременно. Картины Джеффа Бриджеса покупают многие американские галереи, а в фильме «Дверь в полу», где Бриджес сыграл художника, все рисунки, попадающие в кадр, - его собственного исполнения.
Фотоаппарат вообще стал постоянным спутником актера: на съемочной площадке Джефф развлекается тем, что фотографирует своих коллег. Что касается музыки, то еще в юности Бриджес написал саундтрек к сериалу «Затерянные в космосе», а потом продал права на несколько своих песен Куинси Джонсу и даже легенде кантри-музыки Джонни Кэшу.
Но все же Бриджес выбрал актерство. Хотя можно сказать, что актерство выбрало его: свою первую роль «мальчика на вокзале», Джефф получил в возрасте четырех месяцев. Но его первой настоящей работой стал «Последний киносеанс» Питера Богдановича: за этот фильм 21-летний Джефф был номинирован на «Оскар». «Номинация – как вишенка на торте, самое вкусное». Бриджес знал, о чем говорил: впоследствии у него будет еще три номинации (до самого торта, то есть «Оскара», дело все же не дойдет).
Прекрасный принц
На «Последнем киносеансе» у Джеффа завязался роман с партнершей, Сибилл Шепард, и следующие пять лет он с завидным постоянством соблазнял всех актрис, с которыми ему довелось работать. Режиссер Джон Хьюстон вспоминает, что тогда, в начале 70-х, Джефф мог обаять любую женщину. Но все изменилось в 1975-м, когда Джефф, на съемках фильма «Роскошное ранчо», встретил... простую официантку Сьюзан Гестон. Джефф по своему обыкновению сначала сфотографировал ее на «Полароид», а потом представился ей самым галантным способом: «Я не знаю, кто вы и как вас зовут, но я тот самый прекрасный принц из ваших снов». Сьюзан не устояла: в следующем году они отпразднуют 30-летие своей свадьбы.
Чувачина
Снявшись в полусотне фильмов, Бриджес так и не стал Большой Голливудской Звездой. Актер уверяет, что это его осознанный выбор: «Я сыграл такое количество самых разных ролей: от невротиков-психопатов, до романтических героев, что зритель просто не знает, с кем меня ассоциировать. Я же люблю резкие повороты – это очень стимулирует».
В 1976 году он сыграл главного соперника Кинг Конга («Кинг Конг»). В 1984-м инопланетянина («Человек со звезды» Джона Карпентера). В 1989-м он вместе со старшим братом Бью появился в роли одного из «Знаменитых братьев Бейкер». Увидев эту его работу, Терри Гиллиам немедленно позвал Бриджеса в свой фильм «Король-рыбак» (хотя на эту роль уже был приглашен Брюс Уиллис). Роль радио-диджея в глубокой депрессии, которого спасает чокнутый бездомный, принесла Джеффу номинацию на «Золотой глобус». А два года спустя он появился в фильме братьев Коэнов «Большой Лебовски». С этого момента за Бриджесом укрепилось амплуа отвязного «Чувака, Чувачины, Чувачищи» (цитата из фильма). Братья Коэны были настолько уверены, что Большой Лебовски – альтер-эго актера, что разрешили Бриджесу сниматься без грима, а также потребовали, чтобы он в кадре носил ту же одежду, что и в нормальной жизни. Так что все эти теннисные туфли, рубашки диких расцветок и свободные штаны позаимствованы из личного гардероба актера. Как и коктейль «Белый русский» – он из числа его любимых напитков.
Человек-алмаз
Позже Бриджес рассказывал в интервью журналу Empire: «Возможно, что-то от Лебовски во мне и есть… Если покопаться в моей памяти, можно много чего там найти».
Если покопаться в нашей памяти, можно найти там и более собранных персонажей Бриджеса: таких как строгий психиатр в «Планете Kа-Пэкс», или ученый в «Дороге на Арлингтон». Джефф как никто другой умеет совершать повороты на 90 градусов – и критикам остается только разводить руками, а журналу The New Yorker называть Джеффа «лучшим из ныне работающих актеров». Но наиболее точно о Бриджесе сказал его друг, актер Джон Гудман: «Джефф – как неограненный алмаз. Любая попытка придать ему форму будет выглядеть грубо. Он такой, какой есть, – и этим прекрасен».
Смотрите фильм «Страна приливов» с Джеффом Бриджес с 9 февраля. Подробности в рубрике «Кино».