Восток в работе Чжана Имоу выглядит именно таким, каким его хочет видеть Запад. Все красочно, выхолощено, позолочено.
Однако за павильонной роскошью просматривается подлинная трагедия. Каждая семья несчастна по-своему, и китайская императорская фамилия – не исключение. Владыка (Чоу Юн-Фат) возвращается домой из похода, и начинается круговерть интриг, предательств и убийств. Все смешалось в покоях дворца, но ничто не может помешать проведению церемонии – начинается праздник хризантем, олицетворяющий «гармонию и силу в семье». Однако загвоздка в том, что отмечать столь дивную дату в венценосном семействе уже почти некому. Лепестки хризантем от обилия пролитой крови становятся красными...
«Проклятие золотого цветка» - самая неудачная из исторических лент Чжана Имоу. Его «Герой» (2002) потряс нас блестящими сценами поединков, «Дом летающих кинжалов» (2004) – протяжностью и лиричностью, «Проклятию…» же поразить зрителя определенно нечем. Это очень тяжелый фильм - как по энергетике, так и по объему лишних деталей. Налицо некое китайское барокко, ценою в 45 миллионов долларов, основной элемент которого не иероглиф, а штамп. Но, вместе с тем, нельзя сказать, что фильм совсем не удался. Шикарные съемки боев, отличный монтаж, живописность картинки, лучшие в стране актеры – все это здесь имеется. Но свежести нет, а потому жирные, казалось бы, плюсы всех минусов не закрывают.
Чжан Имоу все еще остается флагманом китайского кинематографа, кораблем с желтыми мачтами и алыми парусами. Хочется верить в то, что с мэтром случится то же, что и с полем брани в финале «Проклятия…». Сразу же после кровавой битвы на него выбегают дворники да садовники, и оно снова превращается в поляну из свежих хризантем. Пожелаем Чжану Имоу новых, живых цветов.
Булат Назмутдинов