Черная орхидея
Мастер криминальных триллеров Брайан де Пальма заявил, что с экшном покончено и, взявшись за экранизацию детектива Джеймса Эллроя, попытался воскресить жанр «нуар».
15 января 1947 года на окраине Лос-Анджелеса нашли изуродованный труп молодой актрисы. Вести дело было поручено копам Баки Блайкерту (Хартнетт) и Ли Бланшарду (Экхарт), напарникам на работе и соперникам в любви.
Расследование убийства становится для Баки и Ли настоящей навязчивой идеей и заводит их в самые темные закоулки голливудского закулисья.
Джеймса Эллроя уже экранизировали однажды - семь лет назад режиссер Кертис Хэнсон снял пусть и цветной, но все же невероятно «черный» фильм «Секреты Лос-Анджелеса». Очередную попытку окучить запутанные сюжеты автора популярных «нео-нуаров» предпринял Брайан де Пальма, давний реконструктор почившего было жанра «черного детектива». Но если раньше он был увлечен лишь сюжетной стилизацией («Прокол», «Одет для убийства») и почти не уделял внимания созданию нужной атмосферы, то сейчас все приведено в полное равновесие. В отличие от других почитателей жанра, братьев Коэнов, снимающих нуары в ироничном ключе, де Пальма оказался предельно серьезен. Конечно, в «Черной орхидее» не обошлось без элегантного стеба, но это лишь придало фильму признаки актуальности и подогрело к нему интерес широкой аудитории.
Сам Эллрой не настаивал на том, чтобы экранная версия его романа полностью соответствовала оригиналу, неизменной он потребовал оставить лишь линию отношений между героями. Киношники подчинились: в киноверсии, как и в книге, странный любовно-дружеский многоугольник с легкостью теряет старых и приобретает новых участников-персонажей.
В «Черной орхидее» по-настоящему привлекательны актерские работы. На первом плане блистают Джош Хартнетт и Аарон Экхарт. Они – совсем не та стереотипная парочка «хороший полицейский – плохой полицейский»: оба с удовольствием бьют морды (в том числе и друг другу), подтасовывают факты и виртуозно врут. Им вторят роковые красотки в исполнении Скарлетт Йоханссон и Хилари Суонк. Последнюю особенно странно видеть в роли хищной соблазнительницы. Среди героев нет ни одного действительно положительного персонажа. Зато есть море драйва, густого сигаретного дыма и завораживающего, тягучего джаза. За это можно простить многое, если не все. Хотя и прощать здесь, в общем-то, нечего.
СМЕРТЬ И ДЕВУШКА
Зверское убийство 22-летней Элизабет Шорт, потрясшее в свое время Голливуд, так и не было раскрыто, но породило массу домыслов: полицейские, журналисты, писатели, кинематографисты – все на свой лад пытались дорисовать незаконченную историю и найти виновного. Расследование превратилось чуть ли не в национальную идею. Роман Джеймса Эллроя представляет лишь один из множества вариантов развития событий этого дела. Писатель на роль убийцы предлагает более чем неожиданную кандидатуру и, скажем прямо, перевирает исторические факты. На самом деле Шорт вовсе не была проституткой (как это описано в книге), в порно-фильмах никогда не снималась, а прозвище Black Dahlia («Черная орхидея») получила уже после смерти – так ее нарекли газетчики, освещавшие расследование, из-за того, что нетипичная для Голливуда 40-х готичная брюнетка любила черное. И, наконец, настоящая Элизабет была далеко не красавицей… Что ж, зато у играющей ее в фильме Мии Киршнер никаких физических недостатков не замечено.